История открытия и становления 

Воронежского Государственного Университета

Создание и становление Воронежского университета тесно связано с судьбой Юрьевского (Дерптского) университета, открытого еще в 1802 году по указу императора Александра I.

В марте 1918 г., когда после оккупации Эстонии войсками кайзеровской Германии местные власти повели линию на превращение Юрьевского (Дерптского) университета в немецкое учебное заведение, университет оказался в критическом положении. Было принято решение о его перемещении в Центральную Россию, и в качестве желательного пункта, где могла бы возобновиться деятельность университета, назывался город Воронеж.

В июле и сентябре 1918 г. из Дерпта (теперь Тарту) специальными поездами в Воронеж прибыло 39 профессоров, 45 преподавателей, 43 человека обслуживающего персонала и около 800 студентов. Среди приехавших профессоров были такие известные ученые, как медики Н.Н. Бурденко, И.В. Георгиевский, В.А. Афанасьев, С.Д. Михнов, Е.В. Никольский, А.И. Ющенко; биологи И.И. Шмальгаузен, К.К. Сент-Илер, М.С. Цвет; геологи Н.Н. Боголюбов, В.Е. Тарасенко; юристы В.Э. Грабарь, Л.А. Шалланд; историки В.Э. Регель, П.А. Яковенко, А.Н. Ясинский; филологи Э.Р. Фельсберг, Н.М. Крашенинников, Д.Н. Кудрявский, Е.В. Петухов; философ Я.Ф. Озе; математик В.Н. Алексеев; геофизик и механик Л.С. Лейбензон; метеоролог Б.И. Срезневский. Все они проделали большую и плодотворную работу по становлению университета в Воронеже.

Первым ректором университета был избран крупный ученый-историк, профессор В.Э. Регель (1856-1932), который находился на этом посту до 1925 г.

12 ноября 1918 года в Воронежском государственном университете на четырех факультетах - медицинском, физико-математическом, историко-филологическом и юридическом - начались учебные занятия.

В начале 1919 г. в ВГУ числилось 10 тыс. студентов. На учебу принимались все желающие учиться. Лишь в 1923 г. были введены вступительные экзамены. Массовый поток студентов с различным уровнем знаний и разного возраста сопровождался и значительным отсевом, вызванным трудностями гражданской войны, эпидемиями, голодом, да и тем, что многие, поступая, не представляли трудностей учебы.

В 1921-1923 годах реорганизовалась факультетская структура ВГУ. В него вливается Воронежский институт народного образования, положивший начало педагогическому факультету, отделения которого готовили преподавателей математики, физики, химии, естествознания, русского языка и литературы, социально-экономических дисциплин для школ.

С 1924 по 1929 годы в университете функционировали 2 факультета - педагогический и медицинский. При университете создаются научно- исследовательские институты, организуются проблемные группы по научному исследованию актуальных тем на педагогическом факультете.

В 1925 году на педагогическом факультете для организации научно - исследовательских педагогических работ открывается кабинет педагогики.

В конце 1926 года при Воронежском Государственном Университете организуется научно-педагогическое общество, которое являлось филиалом педагогического общества России и имело свой Устав.

Работа научно-педагогического общества осуществлялась в двух направлениях : пропаганда педагогических идей среди трудящихся масс и углубленная разработка проблем научной педагогики .

Научно-исследовательская работа  развивалась по отдельным частным вопросам педагогики и проходила в специальных секциях: педагогическая, педологическая, методики естествознания, родного языка, матиматики и физики.

К июню 1941 года университет включал 6 факультетов, 40 кафедр, 4 музея, фундаментальную библиотеку, 3 учебно-научные базы, издательство и типографию. В нем работало 32 профессора и 55 доцентов, обучалось свыше 2500 студентов на дневном и 1786 - заочном отделениях, велись важные научные исследования, проводились научные экспедиции и научные конференции, регулярно издавались "Труды ВГУ".

Жизнеспособность университета проверила Великая Отечественная война 1941-1945 гг.  В июле 1942 года университет был эвакуирован в  г. Елабугу, Татарию. Здесь функционировали все факультеты, велись научные исследования. Устанавливались контакты с рядом подразделений Ленинградского университета и ленинградского отделения Академии наук.

Университет возобновил свою работу в Воронеже в сентябре 1944 года. Учебный процесс, научные исследования проводились в  тяжелых бытовых условиях. Период с 1945 по 1958 гг. с полным правом называется восстановительным.

В этот период открывались  новые кафедры, складовались научные школы: математическая, дидактическая по теории урока . Научную школу по теории урока возглавлял С В Иванов . Данное научное направление разрабатывали такие ученые как: Н.А. Пруцков, А.Д. Китина, Г.В. Денисович, Я.А. Трепалин, И.А. Сысоев, А.П. Новоспасская. П.М. Кузьмин, З.А. Кейлина, П.Н. Трусов, Г.И. Степанова, И.В. Попова, В.Я. Саннинский, Б.А. Колмакова.

 Учебную, научную и нравственную атмосферу в университете определяли такие ученые, как Б.М. Козо-Полянский, Н.И. Якушкин, И.Н. Журавлев, Ф.Н. Мильков, С.Г. Вишняков, А.Я. Шаталов, М.А. Левитская, М.А. Красносельский, С.Г. Крейн, В.И. Соболев, И.Н. Бороздин, П.Г. Богатырев, В.Н. Замятин, С.В. Иванов, П. Л. Загоровский, Б.М. Бернадинер, Е.В. Чистяков, В.А. Дунаевский, А.Б. Ботников.

Сегодня на 17 факультетах обучается свыше 21 тысяч студентов, слушателей и аспирантов. Довузовская подготовка абитуриентов осуществляется через систему подготовительного отделения, подготовительных курсов, классов с углубленным изучением учебных дисциплин в школах, научное общество учащихся, конкурсов и олимпиад. Послевузовское повышение квалификации раскрывает свои возможности через докторантуру, аспирантуру, соискательство, стажировки.  

Материал взят из книги М.Д. Карпачева. "Воронежский Университет: начало пути", Воронеж 1999.  А так же использованы диссертационный материал Е. В. Кривотуловой "Развитие педагогических идей в современном образовательном процессе (на материалах Воронежской области)" ( 2003).

                                                                     

>>>Назад<<<