|
Воронежского Государственного
Университета Создание
и становление Воронежского
университета тесно связано с судьбой
Юрьевского (Дерптского) университета,
открытого еще в 1802 году по указу
императора Александра I. В
марте 1918 г., когда после оккупации
Эстонии войсками кайзеровской
Германии местные власти повели линию
на превращение Юрьевского (Дерптского)
университета в немецкое учебное
заведение, университет оказался в
критическом положении. Было принято
решение о его перемещении в
Центральную Россию, и в качестве
желательного пункта, где могла бы
возобновиться деятельность
университета, назывался город Воронеж. В
июле и сентябре 1918 г. из Дерпта (теперь
Тарту) специальными поездами в Воронеж
прибыло 39 профессоров, 45
преподавателей, 43 человека
обслуживающего персонала и около 800
студентов. Среди приехавших
профессоров были такие известные
ученые, как медики Н.Н. Бурденко, И.В.
Георгиевский, В.А. Афанасьев, С.Д. Михнов,
Е.В. Никольский, А.И. Ющенко; биологи И.И.
Шмальгаузен, К.К. Сент-Илер, М.С. Цвет;
геологи Н.Н. Боголюбов, В.Е. Тарасенко;
юристы В.Э. Грабарь, Л.А. Шалланд;
историки В.Э. Регель, П.А. Яковенко, А.Н.
Ясинский; филологи Э.Р. Фельсберг, Н.М.
Крашенинников, Д.Н. Кудрявский, Е.В.
Петухов; философ Я.Ф. Озе; математик В.Н.
Алексеев; геофизик и механик Л.С.
Лейбензон; метеоролог Б.И. Срезневский.
Все они проделали большую и
плодотворную работу по становлению
университета в Воронеже. Первым
ректором университета был избран
крупный ученый-историк, профессор В.Э.
Регель (1856-1932), который находился на
этом посту до 1925 г. 12
ноября 1918 года в Воронежском
государственном университете на
четырех факультетах - медицинском,
физико-математическом, историко-филологическом
и юридическом - начались учебные
занятия. В
начале 1919 г. в ВГУ числилось 10 тыс.
студентов. На учебу принимались все
желающие учиться. Лишь в 1923 г. были
введены вступительные экзамены.
Массовый поток студентов с различным
уровнем знаний и разного возраста
сопровождался и значительным отсевом,
вызванным трудностями гражданской
войны, эпидемиями, голодом, да и тем, что
многие, поступая, не представляли
трудностей учебы. В
1921-1923 годах реорганизовалась
факультетская структура ВГУ. В него
вливается Воронежский институт
народного образования, положивший
начало педагогическому факультету,
отделения которого готовили
преподавателей математики, физики,
химии, естествознания, русского языка и
литературы, социально-экономических
дисциплин для школ. С
1924 по 1929 годы в университете
функционировали 2 факультета -
педагогический и медицинский. При
университете создаются научно-
исследовательские институты,
организуются проблемные группы по
научному исследованию актуальных тем
на педагогическом факультете. В
1925 году на педагогическом факультете
для организации научно -
исследовательских педагогических
работ открывается кабинет педагогики.
В
конце 1926 года при Воронежском
Государственном Университете
организуется научно-педагогическое
общество, которое являлось филиалом педагогического
общества России и имело свой
Устав.
Работа
научно-педагогического общества
осуществлялась в двух направлениях :
пропаганда педагогических идей среди
трудящихся масс и углубленная
разработка проблем научной педагогики
. Научно-исследовательская
работа
развивалась по отдельным
частным вопросам педагогики и
проходила в специальных секциях:
педагогическая, педологическая,
методики естествознания, родного языка,
матиматики и физики. К
июню 1941 года университет включал 6
факультетов, 40 кафедр, 4 музея,
фундаментальную библиотеку, 3 учебно-научные
базы, издательство и типографию. В нем
работало 32 профессора и 55 доцентов,
обучалось свыше 2500 студентов на
дневном и 1786 - заочном отделениях,
велись важные научные исследования,
проводились научные экспедиции и
научные конференции, регулярно
издавались "Труды ВГУ". Жизнеспособность
университета проверила Великая
Отечественная война 1941-1945 гг. В
июле 1942 года университет был
эвакуирован в г.
Елабугу, Татарию. Здесь
функционировали все факультеты, велись
научные исследования. Устанавливались
контакты с рядом подразделений
Ленинградского университета и
ленинградского отделения Академии
наук. Университет
возобновил свою работу в Воронеже в
сентябре 1944 года. Учебный процесс,
научные исследования проводились в тяжелых
бытовых условиях. Период с 1945 по 1958 гг. с
полным правом называется
восстановительным. В
этот период открывались новые
кафедры, складовались научные школы:
математическая, дидактическая по
теории урока .
Научную школу по теории урока
возглавлял С В Иванов . Данное научное
направление разрабатывали такие
ученые как: Н.А.
Пруцков, А.Д. Китина, Г.В. Денисович, Я.А.
Трепалин, И.А. Сысоев, А.П. Новоспасская.
П.М.
Кузьмин, З.А. Кейлина, П.Н. Трусов, Г.И.
Степанова, И.В. Попова, В.Я. Саннинский, Б.А.
Колмакова. Учебную,
научную и нравственную атмосферу в
университете определяли такие ученые,
как Б.М. Козо-Полянский, Н.И. Якушкин, И.Н.
Журавлев, Ф.Н. Мильков, С.Г. Вишняков, А.Я.
Шаталов, М.А. Левитская, М.А.
Красносельский, С.Г. Крейн, В.И. Соболев,
И.Н. Бороздин, П.Г. Богатырев, В.Н.
Замятин, С.В. Иванов, П. Л. Загоровский, Б.М.
Бернадинер, Е.В. Чистяков, В.А.
Дунаевский, А.Б. Ботников. Сегодня
на 17 факультетах обучается свыше 21
тысяч студентов, слушателей и
аспирантов. Довузовская подготовка
абитуриентов осуществляется через
систему подготовительного отделения,
подготовительных курсов, классов с
углубленным изучением учебных
дисциплин в школах, научное общество
учащихся, конкурсов и олимпиад.
Послевузовское повышение квалификации
раскрывает свои возможности через
докторантуру, аспирантуру,
соискательство, стажировки.
Материал
взят из книги М.Д. Карпачева. "Воронежский
Университет: начало пути", Воронеж
1999. А так же
использованы диссертационный материал
Е. В. Кривотуловой "Развитие
педагогических идей в современном
образовательном процессе (на
материалах Воронежской области)" (
2003). |