Научная школа по теории урока
воронежских дидактов
Кривотулова Е.В., преподаватель каф. педагогики и пед психологии ВГУ.
Научная деятельность воронежских дидактов Н. Ф. Бунакова, А. П. Киселева, П. Ф. Каптерова, К. Н. Вентцеля, Н. В. Чехова, С. В. Иванова по-зволяет нам утверждать о существовании научной школы [1, 5, 7,14].
Школа научного направления, в том числе дидактическая, вызывается к жизни потребностью общества. Анализ социально-экономического разви-тия Воронежской губернии конца XIX начала XX вв. позволил выделить ряд социально-педагогических условий, обеспечивших возникновение и развитие воронежской дидактической школы.
Среди них следует отметить следующие:
1. Несмотря на аграрный уклад хозяйствования, наблюдается рост ка-питализма в губернии и вытекающая отсюда потребность населения в обра-зовании. Создаётся сеть школ, число которых увеличивается, растёт количе-ство обучаемых в них, особенно девочек, что является важным показателем грамотности населения. Развитие школьного дела в Воронежской губернии к 1916 году даёт реальные возможности для всеобщего и обязательного на-чального обучения [2, 9, 11].
2. Учитывая, что рост грамотности населения происходит довольно быстро, особенно в городах, большую значимость приобретает общественно-педагогическое движение.
Усилившийся общественный интерес к проблемам народного образо-вания стимулировал рост библиотек, поступательное развитие воронежской печати как государственной так и частной, появление местного научно-методического журнала "Филологические записки" (1860г.), "Просвещенец" (1924г.), "Советский просвещенец" (1927г.), увеличение числа педагогиче-ских изданий, быстрый рост женских учебных заведений и школ негосудар-ственного характера. Заметную роль стали играть земские школы, воскрес-ные и частные, школа при Воронежском научном обществе. Эти школы ста-ли инициаторами внедрения звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, методов наглядного обучения, уроков ручного труда, да-вали больше возможностей для творческого роста учительства и накоплению практических основ дидактики как науки.
Новое поколение педагогов: А.А. Хованский, Г.И. Недетовский,
Н.Ф. Бунаков, А.П. Киселёв, К.Н. Вентцель, Н.В. Чехов, П.Ф. Каптерев - "будоражили" общественную жизнь результатами развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, гуманистическими идеями обу-чения и воспитания детей, построением свободной школы.
Среди важных условий зарождения дидактической школы была подвижническая деятельность Н.Ф. Бунакова, прогрессивные идеи которого использовались учителями земских школ, что заставило общественность го-ворить о феномене "педагогики земской школы"[13].
3. Происходит закладка теоретического фундамента дидактики, рож-дение научной педагогической мысли в педагогической лаборатории
Н.Ф. Бунакова (Петинская школа), на учительских съездах, педагогических курсах на базе учительского института, а позже педагогического факультета при Воронежском Государственном Университете (ВГУ).
Отметим, что ещё в 1906 году в Воронеже появляется общественная организация с научно-педагогической направленностью - научное общество "Народный Университет", позже в 1909 году - семейно-педагогическое об-щество (педагогический клуб), в 1924 году на базе Воронежского государст-венного университета, начинает функционировать "Научное педагогическое общество", крупнейшие общественные центры учебно-методической работы, сыгравшие значительную роль в развитии дидактических, идей заложенных К.Д. Ушинским.
Крупнейшим учебно-методическим, а с 1924 года и научно-методическим центром Воронежской губернии становится университет (1918г.). Анализ устава и плана работы за 1927-28гг. научно-педагогического общества при университете, показывает, что члены общества серьёзно зани-мались научно-дидактическими и методическими вопросами обучения. За-ложенный научный фундамент способствовал формированию в 40-е - 60-е годы на кафедре педагогики Воронежского государственного университета научного коллектива дидактов, руководителем которого был профессор
С.В. Иванов. Среди учёных, работавших под его руководством, были:
П.М. Кузьмин, З.А. Кейлина, П.Н. Трусов, Г.И. Степанова, И.В. Попова,
В.Я. Саннинский, Б.А. Колмакова [4, 6, 8, 9, 12].
Основным средством распространения дидактических идей являлся выпуск книг, статей в педагогических журналах, в том числе за рубежом. За-падные педагогические идеи обсуждались на заседаниях внешкольной сек-ции научного общества "Народный Университет" и секциях научно-педагогического общества Воронежского государственного университета, организовывались поездки в европейские страны для обмена опытом.
Поиски особенного, характерного для Воронежского края, привели педагогов-теоретиков Н.Ф. Бунакова, Н.К. Вентцеля, П.Ф. Каптерева и
С.В. Иванова к анализу методического наследия 50-х - 60-х гг. XIX столетия и к разработке на его основе новой концепции обучения.
Анализ научно-педагогической литературы, исследования архивных материалов и личные обобщения по истории образования Воронежского края позволили выделить три этапа в развитии воронежской дидактической шко-лы.
I - дореволюционный (1866-1917гг.)
Он связан с именем Н.Ф. Бунакова (1837-1904гг.) и А.П. Киселёва (1852-1940гг.) и открывает качественно новый этап в Воронежской губернии - донаучное обучение поднимает до уровня науки.
II - институциональный (1918-1931гг.)
Данный этап связан со становлением Воронежского государственного университета, открытием педагогического факультета (1921г.), с деятельно-стью Н.В. Чехова, Н.К. Вентцеля, П.Ф. Каптерева и С.В. Иванова. Идея от-крытия педагогического факультета, с одной стороны была вызвана жизнен-ной необходимостью, а с другой - преемственностью первоначальной орга-низации Императорского Юрьевского (Дерптского) университета. Одной из первых предпосылок становления ВДШ являются революционные преобра-зования в стране, которые привели к нехватке учителей для школ всех типов и побудили открытие необычного для классических университетов в 1921 го-ду педагогического факультета. Важной предпосылкой явилось и наличие высоко эрудированного, методически хорошо подготовленного профессор-ско-преподавательского состава университета, учебную и научную атмосфе-ру которого поддерживали ученые выдающихся дарований бывшего Юрьев-ского университета.
В указанный период в университете работало много видных учёных в самых различных областях науки (К.К. Сент-Илер - биолог, декан педагоги-ческого факультета; В.Э. Регель - историк, ректор университета и многие др.). Кроме юрьевцев, в университете работали крупные авторитеты из мос-ковских вузов (А.Н. Ясинский, А.К. Димитриу - читали лекции по истории педагогики), среди этой плеяды достойное место занимал П.Ф. Каптерев (1849-1922гг.), занимавшийся научно-педагогической деятельностью, быв-ший членом педагогического кружка и постоянным консультантом-методистом по всем программным и учебно-курсовым вопросам.
С 1924 года все начинания и мероприятия, осуществляемые универси-тетом в направлении качества подготовки учителя, чтения лекций по педаго-гике и психологии связаны с именем С.В. Иванова (1890-1969гг.).
Педагогический факультет ВГУ оказывал практическую помощь учи-телям, а роль объединяющего центра в научно-исследовательской и научно-консультационной работе выполнял кабинет педагогики.
III - этап утверждения и признания (40-е - 60-е гг.)
Этот этап связан с дидактическим признанием в масштабах государ-ства работ С.В. Иванова. В 1946 году кафедрой разрабатывается тема иссле-дования "Теория и практика урока", позволившая создать целостную дидак-тическую систему урока. Источником исследования явился анализ наследия методистов - дидактов 50-х - 60-х гг. XIX столетия (Н.Ф. Бунакова,
П.Ф. Каптерева, А.И. Анастасова, Н.И. Пирогова и др.), опыт передовых учителей города и области.
Разнообразие контекстов применения термина "школа" позволяет нам остановиться на определении: "Школа - направление в науке, обладающее определенными признаками, свойствами, связанное общностью или преемст-венностью принципов [14].
Воронежскую дидактическую школу (ВДШ) можно отнести к научным школам категориального уровня. Отметим, что становление ВДШ напрямую связано с созданием Воронежского государственного университета, с теми традициями, которые были заложены Юрьевским академическим универси-тетом и преломленными через дидактические идеи К. Д. Ушинского - осно-вателя научной школы российских дидактов.
Для того чтобы наглядно представить себе принципы функционирова-ния и развития ВДШ при помощи понятия "категориальной сетки", попыта-емся придать ей некий каркас знаний о дидактике. Категории дидактики: раз-витие учащихся, обучение, средства, формы, методы, содержание, деятель-ность ученика, деятельность преподавателя связаны между собой, образуя "сетку", категориальный строй.
Характерной особенностью научного подхода К. Д. Ушинского была идея развивающего обучения через активизацию умственной деятельности учащихся, отталкиваясь от которой, К. Д. Ушинский закладывает основы но-вой парадигмы в образовании, что и определило основную плоскость в слож-ном каркасе дидактических знаний.
Нам представляется целесообразным расширить понятие "категори-ального строя" на области научных исследований (принципы дидактики) разных уровней. На всех этих уровнях существует творческая деятельность, и рождение силой мысли нового знания (рис.1). Категориальной областью "развитие учащихся через активизацию умственной деятельности" занима-лись Бунаков Н.Ф., Каптерев П.Ф., Чехов Н.В., Вентцель К.Н.,
Киселев А.П., педагогическая деятельность которых характеризуется широ-ким размахом в Воронежском крае. В научных работах воронежских дидак-тов появляются более мелкие категориальные дидактические идеи: "умст-венной" наглядности (Каптерев П.Ф.,1883г.), развития познавательного ин-тереса (Бунаков Н.Ф., 1886г.; Каптерев П.Ф., 1883г.), эвристических бесед
(Бунаков Н.Ф., 1906г.; Каптерев П.Ф., 1883г.), групповой работы
(Бунаков Н.Ф., 1886г.); использования развивающихся игр (Каптерев П.Ф., 1904г.).
Из рисунка 1 "Научный стиль воронежской дидактической школы " видно, что новое поколение, приходя на смену старому, принимает не только эстафету идей, но и научные традиции школы и, в частности, ее категориаль-ные характеристики, то есть основные понятия, принципы, идеи, на которых базируется дидактика. "Вертикальная" структура школы соответствует пере-ходу от общих принципов и понятий к локальным или наоборот.
Сложные и меняющиеся от эпохи к эпохе отношения между базальны-ми компонентами категориального строя порождают "матрицы", которые и используются в том или ином обществе.
Необходимо отметить, что в пользу появления ВДШ в стенах универ-ситета говорят существовавшие уже в конце XIX в начале XX веков прогрес-сивные дидактические взгляды воронежских дидактов А. А. Хованского, Не-детовского, Н. Ф. Бунакова, А. П. Киселева.
С 1920 года П.Ф. Каптерев работает профессором кафедры и деканом педагогического факультета университета. Претворяя в своей научной дея-тельности идеи К.Д. Ушинского, он в книге "Дидактические очерки. Теория образования" пишет, что "главная задача обучения есть развитие умственной
модеятельности образуемых..."[7,с.350]. Среди приемов, способствующих
детскому развитию, он придает большое значение: эвристическому обуче-нию, играм, "умственной" наглядности. Для получения цельной системы знаний предлагает обучение строить не только "механически объединяя предметы", но и располагая учебный материал концентрически (система концентров) или используя идею "погружения" (изучать одну сферу знаний, обеспечивающую цельность мышления по конкретному предмету).
Вышеперечисленные дидактические идеи пронизывали лекции
П.Ф. Каптерева, находя своих слушателей и продолжателей.
В 1924 году в университете на кафедре педагогики появляются новые работники: Л.П. Загоровский, С.В. Иванов, которые не только интересно преподавали педагогику, но и занимались научными исследованиями.
После выхода из университета педагогического факультета (1931г.) университет, претерпев очередную реорганизацию, ставит перед собой ос-новную цель - подготовку научно-исследовательских кадров [3]. По новому статусу университет становится центром развития фундаментальных наук, в том числе и педагогической.
Знакомясь с педагогическим наследием К.Д. Ушинского,
Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, зав. кафедрой педагогики С.В. Иванов осоз-нает необходимость разработки категориальной области "организация учеб-ного процесса в школе", научного исследования в одной из важнейших тем дидактики - "теории и практики урока" (с 1934 по 1957 годы). Он рассматри-вает урок как живую, постоянно изменяющуюся и развивающуюся органи-зационную форму учебной работы. С.В. Иванов был сторонником не только строго организованного, но и целенаправленного, сознательного и активного обучения. "В процессе обучения, - отмечает он, - тесно переплетаются в еди-ное целое логика познания, методика обучения, самостоятельная работа уче-ника и разумная деятельность учителя" [5]. Опираясь на теорию познания, С.В. Иванов приходит к разрешению вопроса о типах уроков, в основу клас-сификации которых он положил не один признак, как другие дидакты, а не-сколько. Сергей Васильевич выделяет типы уроков, исходя из особенностей процесса обучения и его составных частей [5].
Совместно со специалистами частных методик преподавания отдель-ных дисциплин кафедра публикует методические письма "Особенности по-строения уроков по отдельным учебным предметам и пути повышения их эффективности". В 1934-1960 годы на кафедре широко развертывается науч-но-методическая деятельность по организации самостоятельной работы сту-дентов, проведению внеучебных мероприятий, направленных на воспитание у студентов любви к педагогической профессии (студенческие теоретические конференции на темы педагогического содержания, научные студенческие кружки по педагогике и психологии и т.д.).
Таким образом, вокруг кафедры педагогики Воронежского государст-венного университета в связи с проблемой "классно - урочного преподава-ния" формируется "школа, разрабатывающая одну из важнейших проблем педагогики [4, 6].
Основными чертами научной воронежской школы дидактов явля-ются [14]:
1. Воронежская дидактическая школа развивалась в новой педагоги-ческой области - прикладной дидактики - теории урока.
2. Это новое направление - не было признано наукой, оспаривалось учёными и не признано преподавателями.
3. В разработке нового подхода в дидактике, в конкуренции с други-ми направлениями формируется научная школа как один из факторов разре-шения социально-педагогической проблемы.
Научная школа воронежских дидактов включает в себя три поколения учёных: Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова, занимающихся разра-боткой теории урока и внесших собственный вклад в развитие теории урока.
4. Руководитель воронежской дидактической школы появляется толь-ко на III этапе её развития. Это С.В. Иванов. Его творческая и организатор-ская деятельность сплотила молодых учёных вокруг кафедры педагогики, за-нимающейся теорией урока.
5. Воронежская дидактическая школа в определённой мере была со-циально и научно признана: 1870-1890гг. - говорили о своеобразии педаго-гики "земской школы" в Воронежской губернии, представителем которой был Н.Ф. Бунаков. Его книги, научно-методические рекомендации использо-вались учителями народных училищ, печатались в местном научно-методическом журнале "Филологические записки". В 1950-1960гг. результа-ты исследовательской работы кафедры педагогики над дидактикой и методи-кой урока, проводимые под руководством С.В. Иванова публикуются в "тру-дах ВГУ", в журнале Академии педагогических наук - "Советская педагоги-ка". Результаты исследовательских работ пропагандировались в школе через систематически проводимые кафедрой лекции и доклады на учительских конференциях, семинарах и совещаниях, устраиваемых органами народного образования [6], а также на страницах местного педагогического журнала "Просвещенец". Ряд работ: "Дидактические правила успешного ведения урока (1957г.), "Подготовка учителя к урокам" (1957г.), "Анализ урока" (1957г.), "О построении систем уроков по учебным темам" (1956г.), "Типы и структуры уроков" (1952г.) публикуется в педагогических издательствах
г. Киева (на украинском языке), г. Софии (на болгарском языке). Кафедра пе-дагогике в 60-е годы поддерживала деловые связи с Научно-исследовательским институтом теории и истории педагогики Академии педа-гогических наук РСФСР, был налажен контакт с кафедрами педагогики ряда университетов и педагогических институтов.
6. Научная школа воронежских дидактов, просуществовав с 1870 года по 1960гг., была представлена в разных формах: педагогическая лаборатория Н.Ф. Бунакова "Петинская школа" (1870-1904гг.); 1906-1931гг. педагогиче-ский кружок, научное общество; 1934-60гг. кафедра педагогики ВГУ.
Признаками, которые определяют научность школы воронежских ди-дактов, являются: самостоятельность мышления учёных, что подтверждено их публикациями; способность к новаторству - каждым из учёных был вне-сён определённый вклад в теорию урока, было "рождение силой мысли ново-го знания". Так, например, идея наглядного обучения решается каждым по-своему (рис.1); "умственной наглядности" (П.Ф. Каптерев, 1883г.), нагляд-ность как "зрительное впечатление" (Н.Ф. Бунаков, 1906г.), "чувственная" наглядность (С.В. Иванов, 1950г.). Идеи, над которыми работали воронеж-ские дидакты, прогрессивны, так как нашли отражение в современном обра-зовательном процессе (табл. 1). Они используются учёными дидактами как фундамент для построения современных технологий, формирующих новые подходы к обучению.
Прогресс в работе школы, - пишет Г.К. Селевко, - связан с заменой устаревших, неэффективных идей для данных условий на более эффективные условия, способствующие развитию творческой личности".
Основополагающими принципами воронежской дидактической школы являются:
принцип сознательности и активности, принцип систематичности и прочности знаний, принцип наглядности.
Научная школа воронежских дидактов имеет несколько концептуаль-ных направлений деятельности:
научное, так как работниками кафедры разрабатывалась научная тема "теория и практика урока", рассматриваемая по новому в свете теорий позна-ния;
учебное и методическое, так как ученые кафедры занимались препо-давательской деятельностью, обеспечивая не только учебный процесс в уни-верситете, но и подготовку учеников и последователей школы, передавая им идеи К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева. Многие ученые (Н.А. Пруцков,
А.Д. Китина, Г.В. Денисович, Я.А. Трепалин, И.А. Сысоев, А.П. Новоспас-ская), которые были когда-то лишь слушателями на лекциях П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова или работали под их руководством недолгое время, навсегда сохранили самую высокую признательность учителям, научившим их само-стоятельному мышлению, указавшим новые направления в педагогической науке (архив музея ВГУ, педагогического музея ВГПУ). Воронежская дидак-тическая школа, таким образом, создала необходимые предпосылки для фор-мирования творческой личности. Воронежская дидактическая школа не про-сто обобщает позитивные дидактические идеи, обеспечивающие ее функцио-нирование, но и развивает их путем наполнения новым содержанием.
Феномен воронежской дидактической школы определяется с одной стороны педагогически - просветительскими традициями Н.Ф.Бунакова, А.П. Киселева, К.Н. Вентцеля, Н.В. Чехова, П.Ф. Каптерева, а с другой - разработ-кой в Воронежском университете одной из важнейших тем дидактики - тео-рии и практики урока.
Проведённый анализ дидактических идей воронежских дидактов сви-детельствует, что системообразующими идеями были:
- идея наглядного обучения;
- идея прочности и систематичности знаний;
- идея развития познавательного и интереса;
- идея ведения хорошего урока;
- идея индивидуализации обучения.
Перечисленные идеи последовательно развёртывались при развитии и становлении научной школы, насыщаясь новым содержанием, что является подтверждением преемственности идей и динамичности процесса их разви-тия. Дидактические идеи, переходя из поколения в поколение, из века в век остаются актуальными, обогащаясь новым течением времени.
Литература
1. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.:Педагогика, 1953. - 721с.
2. Воронов И. К. Материалы по народному образованию в Воронеж-ской губернии. - Воронеж, 1899. - 156с.
3. Винокуров С. В., Пчельников Г. С. Видные русские педагоги в Во-ронежском крае. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1972.-73с.
4. Гапонов П. М. Воронежский Государственный университет: Краткий исторический очерк. - Воронеж, 1968. - 46с.
5. Иванов С. В. Теория и практика урока. Дис… док. пед. наук. - Воронеж, 1950. - т. т. 1, 2, 3, 4 - 1891с.
6. Иванов С. В. Кафедра педагогики // ВГУ к сорокалетию Великой октябрьской социалистической революции. - Воронеж, 1957. - 159-167 с.
7. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М: Пе-дагогика, 1982. - 704 с.
8. Кабинет педагогики педфака Воронежского государственного университета (Итоги и перспективы работы). - Воронеж, 1929. - 14 с.
9. Народное образование Воронежской губернии. Статистический обзор за 1916 год. - Воронеж, 1917. - 74 с.
10. Отчет о деятельности Воронежского общества народных универ-ситетов за 1910 год. - Воронеж, 1911. - 21 с.
11. Памятная книжка Воронежской губернии 1896 года. - Воронеж, 1899. - 121 с.
12. План работы научно-педагогического общества на 1928 - 29 год. - Воронеж, 1929. - 16 с.
13. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного про-свещения Воронежского края. - Воронеж, 1999. - 528 с.
14. Школы в науке. Науковедение: проблемы и исследования. - М., 1977. - 523 с.
>>>Назад<<<