Кабинет педагогики педфака Воронежского Государственного Университета.

 

 
 
(Итоги и перспективы работы)
(Из-во "Коммуна" Воронеж, 1929 г.).


I. История возникновения Кабинета и первые шаги.
Кабинет педагогики педфака ВГУ возник в начале 1925 - 26 учебного года. Первый год его существования ушел, главным образом, в собирание необходимых сил и средств, так как пришлось его организовывать буквально на пустом месте: не было помещения: не имелось необходимой об-становки, не было ни одной книги педагогического характера, не было лиц, занимавшихся вопро-сами педагогики. Поэтому о широкой постановке исследовательских работ в то время нельзя было даже мечтать и необходимо было сначала создать хотя бы самую скромную базу для этих работ.
К началу 1926 - 27 г. такая база была создана. Получена была особая комната, приобретена некоторая обстановка, собраны все необходимые книги, привлечена к работе небольшая группа студентов педфака. Можно уже было начать исследовательскую работу и на 1926 - 27 годы были намечены для проработки две проблемы:
1. Проблема комплексного обучения.
2. Принципы построения учебных планов и программ.
Проблема комплексного обучения принималась нами тогда не только под углом зрения об-разовательной работы с детьми, но, главным образом, с точки зрения целостного диалектически-монистического построения предпроцесса.
В связи с этим и под программой разумелся не только простой перечень знаний, который нужно усвоить в школе, а единый комплексный план организации педагогического процесса в це-лом. Под указанным углом зрения был поставлен целый ряд вопросов методико-педагогического характера, который имел в виду, с доной стороны, выявить уже имеющийся опыт построения про-грамм в СССР и за границей, с другой - детально изучить условия педагогической работы в совре-менной школе, без чего невозможно было более или менее серьезное рассмотрение вопроса об учебных планах и программах.
Намеченная работа заняла не только 26-27 уч. год, но и следующий 27-28 г.
За этот период был разработан целый ряд отдельных вопросов как по проблеме комплексности, так и по разработке программ.
Все работы по части комплексной системы обучения были собраны и опубликованы в "Эн-циклопедии комплексного преподавания" Изд. Брокауз-Ефрон, Л., вышло 10 томов) и в сборнике "Новые пути зарубежной педагогики" (Изд. "Раб. Просв.").
Что же касается вопросов, связанных с проблемой учебных программ, Кабинетом в течение 26-28 года разработаны следующие вопросы:
1. Комплексные программы на Западе (общая характеристика).
2. Анализ местных программ СССР.
3. Учет опыта мест в работе по программам ГУС'а и Главсоцвоса (методол. вопр.).
4. Анализ программ ГУСа.
5. Анализ образовательного материала по отдельным дневникам 1926-27 уч. года.
6. Исследование запаса детских представлений в связи с некоторыми комплексами.
7. Исследование характера детских ассоциаций в связи с работой по программам ГУС'а.
Кроме перечисленных тем, имеющих непосредственное отношение к проблемам комплекс-ности и програмам, Кабинетом проработаны следующие вопросы организационного и общепеда-гогического характера:
1. Продолжительность учебного года в школах ЦЧО.
2. Бюджет времени школьника в ЦЧО.
3. Распределение рабочего времени в школе по различным видам детской деятельности.
4. Типы детского труда в школах ЦЧО.
5. Общественно-полезная работа школы.
6. Профессиональные интересы и идеалы детей ЦЧО.
В дополнение к перечисленным темам в течение 26-28 гг. Кабинетом велись исследова-тельские работы по вопросам детского коммунистического движения. В данном наплавлении были поставлены следующие проблемы:
1. Проблема построения ориентировочного плана в работе деткомгрупп.
2. Методика построения заданий для работы деткомгрупп. 
3. Общественно-полезная работа отряда.
Базой для проработки поставленных вопросов был избран пионерский отряд при месткоме ВГУ, в котором были проведены следующие предварительные исследовательские работы:
Обследованы: работа отряда в целом, быт и труд пионеров, бюджет времени пионера, интересы и идеалы детей.
В работе по перечисленным темам принимали участие три студента-дипломата (один сту-дент IV курса и два окончившие курс в 26-27 уч. г.), один выдвиженец, шесть студентов прикреп-ленцев (работа по профлинии) и двадцать студентов добровольцев.
Кроме того, в качестве корреспондентов в работе Кабинета принимали участие 8 уездных инспекторов ЦЧО, 20 школьных работников массвых и районных школ ЦЧО (Курский, Воронеж-ский и Орловский округа).
По части анализа местных программ в то время Кабинетом был установлен тесный контакт с местным Научно-методическим советом и с Главсоцвозом НПК РСФСР. От последнего Кабине-том получались все необходимые материалы для анализа. Результаты работ по местным програм-мам пересылались непосредственно в Главсоцвос согласно заданию последнего.


II. План работ на 1928-32 уч. годы.
В течение ближайшего пятилетия Кабинетом предположено осуществить довольно обшир-ную программу работ, находящуюся в полном согласовании с пятилетним планом культурного строительства в ЦЧО.
Для осуществления этой программы Кабинетом проектируется количество штатных работ-ников увеличить на 5 лиц: 1 доцент (32-33 уч. год), 1 ст. ассистент и
он же завед. музеем (в 31-32 уч. году), 1 лаборант (в 30-31 уч. году), библиотекарь (в 30-31 уч. году) и 1 аспирант (в 30-31 году) 1) . Кроме того, ежегодно при Кабинете должны работать не менее 8 студентов выдвиженцев (по 4 чел. с III и IV курсов), 10 дипломатов и 10 прикрепленцев по профсоюзной линии. Кроме того, при Кабинете образуется добровольческая исследовательская группа в составе не менее 50 человек, преимущественно из Среды студентов младших курсов. Широко развертывается сеть корреспон-дентов и сотрудников из Среды массовых культурных работников ЦЧО. К выполнению заданий Кабинета привлекаются также силы рядовых студентов в порядке выполнения семинарских работ.
При кабинете значительно расширяется библиотека и картотека с отведением для них осо-бой комнаты. Проектируется особая комната под читальню и для исследовательских лабораторных работ.
Вновь организуется педагогический музей (1930-31), кабинет политпросветработника (с 1929-30 г.) и экспериментальная школа с (1930 -31 г). Устанавливается прочная связь с разными типами просветительных учреждений ЦЧО, а именно: с 50 школами 1 ступени, с 24 школами II ст. (по две школы на округ), с 12 ШКМ, с 12 ФЗУ, со всеми педтехникумами ЦЧО, с 12 избами-читальнями, с 12 библиотемами, 12 школами подростков, 12 ликпунктами, 12 профшколами. Кроме того, ведется систематическая работа с учителями.
1) В настоящее время на кафедре педагогики числятся: 1 профессор, 1 доцент, 1 ст. ассистент и 1 лаборант.
полтпросветработниками Лево-Россошанского района. Обращается особое внимание на связь с колхозами и совхозами этого района по части их культурного обслуживания и проектирования в них системы образовательно-воспитатальных работ.
В качестве базы для общественной и исследовательской работы в г. Воронеже наме
чен клуб пищевиков им. Томского и отряды юных пионеров при месткоме ВГУ и опытной школе педфака ВГУ.
Кабинет педагогики, осуществляя свои собственные планы исследовательских работ, в то же время должен служить базой работ по вопросам педагогики для Научно-методического совета ОбОНО, методической секции ОДН, Научно-педагогического общества при педфаке ВГУ и науч-но-педагогической секции ВАРНИТСО. Со всеми этими организациями Кабинет поддерживает самую тесную связь и совместными силами планирует всю систему своих. работ. 
По линии учебной работы Кабинет служит базой семинарских и практических занятий для студентов всех курсов в отделении педфака (более 1000 чел.) по 
следующим дисциплинам: система народного образования (1 к.), политпросветработа (1 к.), общая педагогика (II к.), история педагогики (III к.) и специальный семинарий повышенного типа по пе-дагогике (IV к.).
Для научно-исследовательской проработки на ближайшее пятилетие (1928-1932 г.) намеча-ются следующие 12 групп вопросов:
I. Общепедагогические и методологические проблемы.
II. Проблема организации и планирования народного оразования в ЦЧО.
III. Роль различных элементов Среды в предпроцессе (педагогика среды). 
IV. Общественно-политическое воспитание детей.
V. Проблема рационализации педпроцесса в массовых школах ЦЧО.
VI. Воросы рационализации академической жизни педфака ВГУ.
VII. Проблема образовательного материала и программ в педпроцессе.
VIII. Вопросы деткомдвижения.
IX. Вопросы профобразования. 
X. Вопросы политпросветработы.
XI. История народного образования в ЦЧО.
XII. Вопросы зарубежной педагогики.
По каждой из перечисленных групп вопросов намечается разработка следующих частных проблем.
I.Общепедагогические и методологические проблемы.
1. Ленинизм в педагогике.
2. Проблема комплексности и диалектика.
3. Эксперимент в педагогике.
4. Коммунистическое воспитание детей (в связи с проблемой воспитания нового человека).
5. Пятилетний план развития народного хозяйства и педагогика.
II. Организация и планирование культурного строительства в ЦЧО.
1. Организация пропаганды 5-летнего плана культурного строительства в окружном и районном масштабе применительно к условиям ЦЧО.
2. Соотношение темпов культурного и экономического строительства в ЦЧО.
3. Проблема кадров в пятилетнем плане по отдельным отраслям строительства в ЦЧО.
4. Проблема педагогических кадров в соотношении с осуществлением всеобщего обучения в ЦЧО.
5. Индустриализация хозяйства ЦЧО и подготовка кадров для индустриализации ЦЧО в 5-летнем плане.
6. Коллективизация сельского хозяйства ЦЧО и подготовка работников для колхозов.
7. Организация и руководство народным просвещением в районах сплошной коллективизации.
8. Изучение вопроса о минимальной сети просвет. учреждений в районах сплошной коллективиза-ции.
9. Как провести сплошную ликвидацию неграмотности в один год в районном масштабе.

III. Роль различных элементов среды в педпроцессе.
1. Педагогика профсоюзов.
2. Педагогика советов.
3. Педагогика Красной армии.
4. Педагогика кооперации.
5. Колхоз, совхоз и коммуна в деле воспитания масс.

IV. Общественно-политическое воспитание детей.
1. Что такое общественно-политическое воспитание?
2. Проблема общественно-политического воспитания в буржуазных странах.
3. Общественно-политическое воспитание в России в дореволюционный период.
4. Современное состояние вопроса об общественно-политическом воспитании в СССР.
5. Классовый принцип воспитания и его осуществление в учреждениях ЦЧО.
6. Антирелигиозное воспитание.
7. Антиалкогольное воспитание.
8. Антиникотиновое воспитание.
9. Интернациональное воспитание.
10. Воспитание детей с точки зерния обороны страны.
11. Проблема политехнизма в школах ЧЦО.
12. Проблема агрономизации школ ЦЧО.
13. Вопросы социалистического соревнования в школах ЦЧО.
14. Общественно-полезный труд, как основа общественно-политического воспитания.
15. Внешкольная работа с детьми (принцип организации, формы и методы работы).

V. Проблема рационализации педпроцесса в массовых школах ЦЧО.
1. Планирование педагогической работы в школе.
2. Влияние орган.-материальной стороны в жизни школы на педпроцесс.
3. Продолжительность учебного года в школах ЦЧО и меры борьбы за его удлинение (непреывный учебный год и непрерывная рабочая неделя).
4. Бюджет времени школьника в ЦЧО.
5. Типы детского труда в школах и принципы его рациональной организации.
6. О методах и приемах преподавания (классификация).
7. Метод проектов и принцип его рациональной организации в школах ЦЧО.
8. Кабинетно-лабораторная система занятий в школах повышенного типа.
9. О звеньевой системе работ.
10. Учет педагогической работы в школе.
11. Игры и игрушки в педпроцессе школы I ступени.
12. Домашний труд детей и его использование в педпроцессе современной школы.
13. Второгодничество и меры борьбы с ним.
14. Радио и школа.

VI. Вопросы рационализации академической жизни педфака ВГУ.
(Прорабатывается совместно с Методической комиссией при деканате педфака). 
1. Конструкция учебного года и рационализация бюджета времени для всего педфака.
2. Разработка твердых планировочных и учетных схем для кафедр педфака.
3. О сельскохозяйственном уклоне педфака.
4. О методах работы на педфаке.
5. Об эффективности работ на педфаке (на основе общего обследования окончивших педфак).
6. Рационализация труда и быта студентов (проблема группировки в процессе занятий, работа в кабинетах, в общежитиях, в клубах). 
7. О физической культуре среди студентов.
8. Общественно-политическое воспитание среди студентов.
9. О гигиене труда на педфаке.
10. О политехнической подготовке студентов.

VII. Проблема образовательного материала и программ в педпроцессе.
1. Типы образовательного материала и их эффективность в педпроцессе современной школы.
2. Автодидактический материал, употребляемый в школах Западной Европы, Америки и СССР.
3. Анализ комплексных программ Западной Европы и Америки.
4. Анализ местных локальных программ, составленных на основе центральных программ ГУСа (1927 г.).
5. Учет опыта мест по применению последнего варианта программ ГУСа в школах ЦЧО.
6. О желательном типе учебных программ с точки зрения массового работника.
7. Детальный анализ проработки некоторых комплексов (с точки зрения внесения наиболее рацио-нальных методических путей в их проведение в школе).
8. Исследование местных нужд и их потребностей в связи с проблемой общественно-полезной работы школы и локализации программ.
9. Локализация программ (на опыте Лево-Россошанского района).

VIII. Вопросы деткомдвижения.
1. История возниконовения и развития пионерорганизаций в ЦЧО.
2. Проблема построения ориентировочного плана в работе деткомгрупп.
3. Методика построения заданий в работе деткомгруппы.
4. Форпосты в школе.
5. Общественно-полезная работа отряда.
6. Работа по новому (учет опыта мест).

IX. Вопросы профобразования.
1. Организация и методика непрерывной производственной практики в разных типах учебных за-ведений (педтехникум, педвуз, индустриальный техникум, сельхозтехникум и др.).
2. Влияние сельскохозяйственных и педагогических техникумовна осуществление принципа агро-номизации начальной школы.
3. Роль учебных хозяйств профессиональных учебных заведений в реконструкции сельского хозяй-ства и в обслуживании социалистического сектора.
4. Проектирование школ колхозуча и сельхозуча.
5. Организация и методика работы детских технических станций.

X. Вопросы политпросветработы.
1. Изучение культурного уровня, запросов и интересов различных групп населения ЦЧО.
2. Изучение практики применения различных видов, форм и методов политпросветработы с точки зрения их эффективности (экспериментальная проверка методов политпросветработы).
3. Учет эффективности работы массовых политпросветучреждений.
4. Выявление основных узловых вопросов политпросветработы в ЦЧО на основе краеведения и плана культурного и хозяйственного строительства в ЦЧО.
5. Классовая линия в политпросветработе.
6. Политпросветработа в социалистическом секторе сельского хозяйства.
7. Организация политпросвет работы в районах сплошной коллективизации.
XI. История народного образования в ЦЧО.
1. История земской школы в ЦЧО.
2. Борьба земской и церковно-приходской школы в ЦЧО.
3. Подготовка педагогического персонала в ЦЧО до Октябрьской революции и в период советского строительства.
4. История о стсоянии детских домов в ЦЧО.
5. Развитие и состояние дошкольного воспитания в ЦЧО.
6. История и состояние школы первой ступени в ЦЧО.
7. История и состояние школвы II ступени в ЦЧО.
8. Сельскохозяйственное образование в ЦЧО с Октябрьской революции.
9. История и состояние профессионального образования в ЦЧО с Октябрьской революции.
10. Классовые сдвиги в составе учащихся школ повышенного типа и техникумов с Октябрьской революции.
11. С'езды по народному просвещению в ЦЧО с Октябрьской революции.
12. Развитие и состояние политико-провсетительной работы в ЦЧО.
13. История работ по введению всеобщего обучения в ЦЧО.
14. История народного образования в отдельных округах или районах ЦЧО.

XII. Вопросы зарубежной педагогики.
1. О новых системах образовательной работы с детьми на Западе.
2. Методы самообучения и самовоспитания детей на Западе.
3. Общественно-полезный труд в школах Западн. Европы и Америки.
4. Принципы научной организации школ в Западн. Европе и Америке.

III. Итоги рабоыт за 1928-29 г.
В течение 1928-29 г. начата работа по многим из перечисленных выше вопросам. По неко-торым же проблемам, бывшими предметами исследования в прошлые годы, удалось достигнуть некоторых результатов и опубликовать их в печати.
В частности, по отдельным разделам плана удалось выполнить следующее.

I. Роль различных элементов среды в педпроцессе. 
1. Собран и систематизирован по всем окружным отделам профсоюзов отчетный материал, харак-теризующий их культурно-просветительную работу.
2. Разарботан план обработки этих отчетных материалов.
3. Разработан план исследования педагогики Карсной армии.

II. Общественно-политическое воспитание детей.
1. Собрана и описана литература вопроса.
2. Изучена Среда и поведение ребенка ЦЧО с точки зрения антирелигиозного воспитания. Напеча-тана статья в журнале "Культурный фронт" № 5-6 за 1929 г.
3. Обследовано 1500 учащихся с точки зрения захвата их алкоголизмом. Намечены меры борьбы с алкоголизмом в школе.
4. Разработан вопрос о внесении элементов военных знаний в программу школ II ст. в связи с обо-роной страны.
5. Изучен вопрос о политехнизме в шк. I ст. ЦЧО (на основании обследования 34 шк. I ст.).
6 Собран анкетный материал по постановке общественно-полезного труда в школах ЦЧО.

III. Проблема рационализации педпроцесса.
1. Собран библиографический материал и дана теоретическая установка вопросу о влиянии орга-низац.-материальной стороны жизни школы на педпроцесс.
2. Изучен вопрос о продолжительности учебного года в школвах ЦЧО на основании материалов до 1927-28 уч. года.
3. Проанализированы дневники 5 школ с точки зрения установления типов детского труда.
4. Проработан вопрос о методах и приемах преподавания с точки зрения классификации и опреде-ления методической терминологии.
5. Разработаны анкеты инструкции по изучению вопроса о постановке метода проектов в школах ЦЧО.

IV. Вопросы рационализации академической жизни педфака. 
1. Изучен бюджет времени студентов педфака.
2. Обследованы 50 преподавателей различных типов школ (бывших студентов педфака) с точки зерния затруднений в педагогической работе.
3. Собран и проанализирован метериал по вопросам группировки студентов в процессе их учеб-ных занятий (анкетное обследование 40 групп).
4. Проведена анкета среди студентов-выдвиженцев педфака по вопросам организации их выдви-женческой работы.

V. Проблема образовательного материала и программ. 
1. Собраны, проработаны и подготовлены к печати комплексные программы Зап. Европы и Аме-рики. (Сборник принят к печати ГИЗом).
2. Подвергнуты тщательному методологическому анализу след. местные программы СССР: Мос-ковские, Ленинградские, Архангельские, Рязанские, Курские, Пензенские, Нижегородские, Шад-ринские, Татарские, Северо-Кавказские, Горские, Чеченские, Адыгейские, Карачаевские.
3. Проработаны дневники пяти школ за 1927-28 уч. год с точки зрения установления типологии образовательного материала, употребляемого в современной школе.
4. В 35 школах I ступени ЦЧО проведен учет работы по новому варианту программ ГУСа (учет велся по особой схеме, разработанной Кабинетом).
5. Проведено 6000 анкет среди работников школ I ст. о желательном типе учебных программ.
6. Изучены три комплекса с точки зрения их наиболее рационального проведения в условиях ЦЧО (применение ассоциативного эксперимента к планированию комплексов: "Осень в деревне и горо-де" (1 и 2 гр.), "Зима в деревне и городе" (1, 2, 3 гр.), "Весна и весенние работы" ( 1 и 2 гр.).
7. Составлен список систем автодидактического материала, употребляемого в школах Зап. Европы и Америки.

VI. Вопросы деткомдвижения.
1.Обследовано 15 отрябов г. Воронежа под углом зрения выявления работы по новой системе.
2. Разработана методология построения производственного плана в работе деткомгрупп (на основе работ отряда ВГУ).
3. Намечены основные вехи по части методики построения заданий в работе деткомгрупп.
Вся отмеченная выше работа проведена силами Кабинета в следующем составе:
1 руководитель кабинета, 1 лаборант, 2 выдвиженца, 5 прикрепленцев, 25 студентов-добровольцев, 2 педагога-экстерна, около 50 учителей-корреспонден-тов.
Основными базами, на которые приходилось опираться Кабинету в его исследовательской работе, были: 1 опытная школа II ст., 1 ШКМ, 15 пионеротрядов г. Воронежа и 50 сельских школ.
Мы особенно считаем большим достижением связь с сельскими школами, из коих назовем следующие:
Белгородский Школа I ст. № 2, г. Белгород, Лазовская шк., Ивнянская школа.
округ: 
Борисоглебс- Елань-Коленская опорная, Бурляевская шк., Борисоглебская шк. I ст. 
кий округ: № 1.
Воронежский Демшинская шк. (б. районная), Подгоренская, Старо-Оскольская шк. 
округ: № 2, Лево-Россошанская (опорная), Лево-Россошанская № 2, Лево- Россошанская № 3, Лево-Россошанская № 4, Каширская, О-Колодезская, Ряб-ченская, 2-я В.-Хавская, Сухо-Гаевская, В.-Хавская райшкола, Старо-Оскольская № 3, Латнинская, Девицкая № 2 и № 3, Семилуцкая, Бобровская, ж.-д. школа-десятилетка г. Воронежа, 2-я Чукановская шк. (Бобров), школа при СХИ (г. Воронеж).
Елецкий 5-я шк. г. Ельца, Слободская шк., Барановская шк., Задонская райшко-
округ ла № 1.
Козловский Старо-Сеславинская райшкола, 6-я шк. г. Козлова, Старо-Юрьевская 
округ: шк., Дрязгинская шк.
Курский округ: 10-я шк. г. Курска, Лубянская шк., Сапоговская школа.
Льговский Ивановская райшкола, Льговская школа № 3 (г. Льгов), Ширковская шк.
округ: 
Орловский округ: 16-я шк. г. Орла, Богдановская райшкола, Гнилушинская шк.
Острогожский Коротоякская райшкола, Архангельская шк., 4-я Валуйская школа, Алек-
округ: сеевская райшкола I ст.
Россошанский Городская школа № 1 (г. Россошь), Кантемировская райшкола, Лосевс-
округ: кая райшкола, Россошанская райшкола.
Тамбовский Моршанская шк. № 4, Сампурская опорная шк., Инжавинская опорная 
округ: шк.
Помимо исследовательской работы, Кабинет силами своих сотрудников выполнил следую-щую общественную работу:
1. Провел цикл лекций, докладов, вечеров вопросов и ответов в рабочем клубе им. Томского (сис-тематическая работа в течение целого года).
2. Провел ряд консультаций по вопросам педагогики для школьных учителей и по вопросам лик-видации неграмотности для ликвидаторов.
3. Организовал для выездов с докладами на педагогические темы: в г. Курск (С.В.Иванов), в Лево-Россошанский район (С.В.Иванов, А.В.Княжев и Б.Александров), Советский район Курского окр. (Д.М.Алпатов).
4. Опубликован в печати ряд книг, статей и брошюр на разные темы.

IV. Печатные труды сотрудников Кабинета.
За истекшие годы сотрудниками Кабинета были опубликованы в печати следующие работы:
1. Е.П.Лучкина. Бюджет времени учащихся. ("Совет. Просв." 1927, № 2, стр. 25-30).
2. Д.М.Мороз. За удлинение учебного года в сельской школе I ст. Воронежской губ. ("Советск. Просв." 1928, VI-VII, стр. 8-15).
3. В.Г.Лисавцева. Некоторые данные о профессиональных интересах учащихся школ II ст. г. Воро-нежа. ("Советск. Просв." 1928, № 6-7, стр. 51-55).
4. Т.Прохоров и В.Прошин. Среда и поведение школьника с точки зрения антирелигиозного воспи-тания ("Культурный фронт ЦЧО", Воронеж, 1929, № 5-6, стр. 126-134).
5. Д.М.Алпатов. Алкоголизм среди школьников и меры борьбы с ним. ("Культурный фронт ЦЧО", Воронеж, 1929, № 7-8, стр. 50-60).
6. Его же. Опыт проработки комплексов: "Осение работы в деревне" и "Город осенью" ("Культур-ный фронт ЦЧО", 1929, № 9).
7. Его же. К вопросу об об'ективном методе учета успеваемости детей. ("Труды ВГУ", 1929, том V, вып. 1).
Руководителем Кабинета С.В.Ивановым опубликованы в печати следующие работы:
1. Комплексная система обучения, 4 изд. (в настоящее время подготовлено к печати 5-е изд.).
2. Семинарий по новым программам ГУСа. Допущ. ГУСом., Ленингр. 1926, стр. 200.
3. Кабинет комплексника. Л. 1927, стр. 80.
4. О современных течениях в области комплексного обучения. Л. 1928, стр. 33.
5. Анализ образовательного материала в педагогическом процессе современной школы ("Труды ВГУ", 1929 г., т. V, в. I).
6. Школа и программы на Западе. 12 печ. листов (печатается в ГИЗ).
7. Вопросы НОТ в школе. Сборники. Вып. I и II, Л. 1926 (редактиров. и статьи).
8. Усвоение навыков в комплексе. Сборник. Л. 1928 (редактиров. и статьи).
9. Новые пути зарубежной педагогики. Сборник. М. 1927 (редак. и статьи).
10. Энциклопедия комплексного преподавания. 10 томов. Изд. Бр. и Ефрон. 1924-1928 (редак. и статьи).
11. Ряд статей в русских и иностранных журналах.