История создания Педагогического Общества
Воронежского госуниверситета
Считается, что предвестником общественно-педагогического движения второй половины Х1Х и начала ХХ в.в. в России и следовательно в Воронежской области стало образование в 1860 г. Педагогического Общества в Санкт-Петербурге. У его истоков стояли: Н.И.Пирогов, П.Г.Редкин, К.Д.Ушинский.
Профессор Санкт-Петербургского университета Петр Григорь-евич Редкин собирал у себя на квартире коллег, просветителей-публицистов и редакторов различных изданий для обсуждения назревших педагогических проблем. В их числе был его бывший студент с юридического факультета - К.Д. Ушинский. 23 января 1860 г. на первом общем собрании, которое проходило во 2-й Петербургской гимназии (поскольку профессорская квартира стала мала), произошло фактическое оформление общества: избран его руководящий орган - Совет Педагогического собрания в составе:
Председатель Совета П.Г. Редкин - профессор Петербургского университета, правовед, историк и педагог. Вице-председатель И.В. Штейнман - директор Петербургского историко-филологического института.
А.А.Чумиков - педагог, основатель "Журнала для воспитания".
А.С. Воронов - председатель ученого комитета Министерства просвещения.
Н.Х. Вессель - педагог-методист, общественный деятель.
В.Х. Лемониус - директор гимназии.
В работе Педагогического общества ("Педагогического собрания") принимали участие выдающиеся педагоги, деятели просвещения того времени: В.И. Водовозов, Н.А. Вышнеградский, В.Я. Стоюнин, И.И. Паульсон и другие.
В конце 1862 г. В "Инструкции для Педагогического собрания С.-Петербурга", состоящей из 10 пунктов категорически запрещалось проведение каких-либо чтений, рассуждений и предложений, выходящих за рамки вопросов воспитания и обучения. Вместе с тем разрешалась публикация протоколов заседаний Собрания.
Это был серьезный шаг вперед. Общая и особенно педагогическая журналистика широко отражала педагогические искания членов собрания. Передовые педагоги в своих докладах и рефератах, сделанных на Собрании, призывали к общена-родной направленности постановки обучения и воспитания. Они выносили предложения о содержании и организации учебного процесса, в частности высказывали свое мнение о классическом и реальном образовании. Обсуждали проблемы перестройки женского обучения и воспитания. Предметом широких дискуссий на заседаниях были вопросы воспитания и дидактики, содержания учебников и учебных пособий.
С целью распространения педагогических знаний Собрание создало свою педагогическую библиотеку, где были собраны лучшие отечественные и зарубежные издания по вопросам обучения и воспитания. В конце 60-х годов решился вопрос о преобразовании "Педагогического собрания" в "Педагогическое общество и с января 1869 года, Санкт-Петербургское педагогическое общество развернуло широкую деятельность. Бо-лее 500 человек были его "действительными членами". Общество организовывало курсы, проводило съезды, имело свои отделения (филиалы) во многих крупных городах страны и поэтому его с полным основанием можно считать Всероссийским.
Большим достижением в деятельности Педагогического общества явился выход за рамки узконациональной педагогической мысли. В частности, весьма полезным оказалось знакомство и внедрение в жизнь идей немецкого педагога А. Дистервега, швейцарского педагога И. Песталоцци и других. Организованная при Обществе доступная библиотека постоянно пополнялась зарубежной педагогической литературой. Российские учителя и преподаватели, те, кто практически занимался учебно-воспитательной деятельностью, видели в Обществе источник крайне полезных для них знаний. Кроме того, была открыта ссудно-сберегательная касса.
Большинство докладов и рефератов, сделанных на Педагогических чтениях, в виде протоколов заседаний и отдельных статей публиковалось в печати. Выходило также и собственное издание: "Летописи С.-Петербургского Педагогического общества", прогрессивная деятельность которого определила на многие последующие годы творческие искания в области теории и практики народного образования.
В 1889 г. во главе с видным ученым П.Г. Виноградовым Педагогическое общество было образовано уже при Московском государственном университете и как бы приняло эстафету от Санкт-Петербургского. Проводилась большая работа по содержанию и методам преподавания в школе.
В 1900 г. аналогичное Общество возникло в Казани, в 1910 г. - в Юрьеве и Томске.
Параллельно с 1871 г. в разных городах страны существовали Фребелевские общества педагогов дошкольных учреждений, где проповедовалась идея игры как главного фактора воспитания: ребенок в своей жизни повторяет путь, по которому в своем развитии шло человечество; в игре он легко приобретает все те навыки, на которые человечеству потребовались тысячелетия. Разработаны советы и методики (ненавязчивые) для развития отсталых детей.
Первая мировая война и революция 1917 г. отодвинули на задний план и педагогические проблемы, и деятельность общественных организаций. И только в ноябре 1929 года вновь возникло так называемое "Общество педагогов" под руководством Н. Крупской. Оно имело филиалы в Ленинграде, Горьком, Саратове, Воронеже, Иванове и других городах, а также при вузах и техникумах, крупных опорных школах и с 1932 г. превратилось в массовую организацию.
Неоспоримой заслугой Общества явился его вклад в дело ликвидации неграмотности в стране, в создание всеобуча (всеобщего обучения), в выявлении и учете запросов учителей, в разработке дидактики и методики учебно-воспитательной работы. В 1935 году "Общество педагогов" прекратило свое существование.
>>>Назад<<<