ТЕОРИЯ   И    ПРАКТИКА   К Т Д

 

 

 

 

 

***** «ТЕОРИЯ   КТД» *****

КТД (коллективные творческие дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.)
Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым.
"Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе."

В истории воспитания возникли и развились следующие основные типы объективных воспитательных отношений: авторитарные; отношения “свободного воспитания”; отношения чрезмерной опеки; отношения “разумной опеки” воспитателей над воспитанниками; отношения товарищества воспитателей и воспитанников.
Отношения разумной опеки – это отношения, в которых воспитатели открыто передают готовый опыт, организуя для овладения им активную творческую деятельность воспитанников, но не сводят к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают позицию активных творческих учеников. Отношения разумной опеки дополнялись отношениями содружества взрослых и детей, подростков во всех сферах жизни, в играх, на прогулках, в совместных чтениях, путешествиях, в общественной деятельности, в труде, даже в учебной работе.
В этих отношениях воспитанники не только незаметно для себя учились у воспитателей, они и обменивались опытом, а самое главное – они вместе с воспитателями и под их руководством создавали новый опыт. Отношения разумной опеки и отношения содружества представляют собой во взаимосвязи воспитательные отношения товарищества воспитателей и воспитанников.
Коллективные творческие дела: все – творчески, иначе – зачем! (1990)
Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел (КТД) являются:
– единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической, организаторской, воспитательной;
– творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;
– единство шести отдельных стадий организации каждого дела.
Алгоритм содружества (1982)
Важнейшие традиции КИМа, названные нами алгоритмом содружества, легли в основу первого из условий успешности коллективных творческих дел (КТД).

 

 Мы определили это условие как “единство и последовательность шести стадий”.

На 1-й (предварительной) стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД – в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микроколлективы по разным, сообща выбранным маршрутам.
2-я стадия – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем сборе коллектива. Воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам, а затем сообща решают такие примерно вопросы-задачи: для кого провести это дело (на радость и на пользу кому)? Как лучше его провести? Кому участвовать? Кто будет руководить? Где лучше провести это дело? Когда?
Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.
3-я стадия – коллективная подготовка дела. На этой стадии орган данного КТД конкретизирует план его проведения, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив готовит добрый сюрприз (при этом используются чередующиеся творческие поручения), а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам “по секрету”.
4-я стадия – проведение КТД, где осуществляется конкретный план со всеми коррективами. Оказываются полезными также отклонения от замысла и ошибки, допущенные участниками, – все это тоже необходимая школа жизни. Главное для воспитателей – возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
5-я стадия – коллективное подведение итогов КТД. На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (что было хорошо? что нам удалось из намеченного? благодаря чему?), недостаткам и ошибкам (что не получилось? почему?) и – что особенно важно – к урокам на будущее (что нам стоит использовать и дальше? превратить в традицию? как действовать по-другому?..)
Ведущие сбор направляют коллективный поиск лучших решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают высказанные мнения и предложения.
Участие каждого воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами – беседами или анкетами (с такими, например, вопросами: что нового ты сделал? узнал? чему научился? чему научил товарищей?), стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.
Воспитатели также подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач.
6-я стадия – ближайшее последействие КТД и осуществление решений, принятых при подведении итогов и воспитанниками, и воспитателями.


Чередующиеся творческие поручения (1990)
В жизни коллектива могут использоваться и разрабатываться следующие виды чередующихся творческих поручений (ЧТП) микроколлективам и их функции.
Хозяева, или вахтенные, – дежурят, заботятся о порядке, готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива.
Санитары – заботятся о внешнем виде товарищей, учатся оказывать первую медицинскую помощь, заботятся о выполнении режима.
Книголюбы – знакомят с книжными новинками, собирают и хранят библиотечку коллектива, устраивают книжные выставки.
Любознательные, или мудрейшие, – проводят викторины, придумывают загадки для использования в устном журнале, работают с газетами и журналами, ведут стенды.
Друзья природы – заботятся о растениях, ведут календарь природы.
Затейники – пополняют игротеку коллектива.
– Физорги – подготавливают и проводят физкультминутки, помогают педагогам проводить спортивные игры и праздники.
– Журналисты – придумывают и рассказывают эстафетой (каждый частичку) небольшие устные рассказы, создают устный журнал – каждый выступает со своей страничкой.
– Газетчики – выпускают бюллетень, стенную газету, “молнии”.
Часто при смене поручений микроколлективы передают друг другу коллективные или личные знаки-эмблемы, говорят о том, что ими было сделано хорошо. При этом важно сосредоточить внимание воспитанников на стремлении сохранить лучшее из придуманного раньше и внести новое, устроить добрый сюрприз. Не следует давать оценки выполнению чередующихся поручений, что невольно возбуждает обиды, разжигает ненужное соперничество.

 

 

«О ПЯТИ УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА»

 

Первое условие – общая забота: наша цель – счастье людей! (1969)
Организация постоянной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далеких, о малышах и взрослых – вот, по нашему убеждению, самый краткий ответ на вопрос, что организовывать, строя воспитательную работу.
Что включает в себя подлинно заботливое отношение к людям?
– Привычку и умение быть внимательным и чутким, вглядываться в окружающую жизнь. Искать и находить нужное людям, возможность приносить им пользу и радость.
– Привычку и умение строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять во времени решение разнообразных жизненно важных задач.
– Привычку и умение преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других.
– Привычку и умение оценивать собственный опыт и опыт других, учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на будущее.
Уже из этого далеко не полного перечня внутренних сторон и условий подлинной заботы о других людях видно, с какой необходимостью соединяются в ней культура отношений, поведения и деятельности, как органически она сочетается с глубокой заботой человека о себе, о своем самосовершенствовании. А именно эти условия, усложняясь по своему содержанию и формам в условиях дружеского общения со взрослыми (не опеки!), ведут ребенка и подростка по ступеням самосознания и самовоспитания.(1989)
Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.
Второе условие – товарищество (1989)
Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.
Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей.
Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.С.Макаренко) взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как старшему товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю.
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств (1989)
Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности.
В жизни же нередко делается упор на одну из сторон личности. Особенно часто – на формирование знаний, а другие внутренние силы – чувства, потребности, привычки – оказываются постоянно на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль, да к тому же воздействия оказываются обособленными друг от друга, рядоположенными, случайными.
Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и взглядами-убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями. И что особенно нетерпимо – разрыв между всем этим и деятельностью.
Четвертое условие – единый коллектив (1989)
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя.
Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.(опубл. в 1996)

 

Воспитательный процесс носит этапно-циклический характер.


На первом (предварительном) этапе каждого цикла воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей. Движущая сила здесь – воспитательная забота каждого воспитателя о себе и о других воспитателях как товарищах воспитанников. Этот период может быть весьма кратким, но его роль исключительно высока. Именно здесь определяются конкретные, комплексные задачи воспитания данных воспитанников в данное время, планируется руководство общей творческой деятельностью, начинает осуществляться общая творческая работа самих воспитателей по самообразованию.
2-й (переходный) этап – единство двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная воспитательная забота воспитателей о воспитанниках – скрытая и открытая.
На 3-м (основном, самом продолжительном) этапе к действовавшим ранее движущим силам добавляется рожденная ими воспитательная забота воспитанников друг о друге и каждого о себе – открытая и скрытая.
4-й (завершающий) этап – единство четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей, воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитания воспитателей воспитанниками. К движущим силам добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы – единство уважения и требовательности к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе.
Каждый новый цикл – это виток спирали, на котором происходит как бы возврат к прежним этапам.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что непосредственной основой и внутренним источником самодвижения, динамики воспитательного процесса и развития воспитательного коллектива является развитие субъективных отношений товарищеского уважения и требовательности воспитателей и воспитанников в диалектическом единстве с объективными отношениями товарищества. Так становится ясным принципиальное значение борьбы за “педагогику отношений” против “педагогики мероприятий” и подлинный смысл этих понятий, ибо сведение процесса воспитания к мероприятиям для воспитанников – это тоже “педагогика отношений” чрезмерной опеки.
Именно объективная необходимость исследования различных типов отношений, их воспитательной роли вызвала разработку понятий “формальные” и “неформальные” отношения с отношениями “человеческими”. Стала проявляться необходимость слияния “делового” и “человеческого” характера воспитательных отношений, рассмотрения их специфики и единства.

 

 

  ***** "КТД ПРАКТИКА" *****

 

КТД   «РОМАШКА»

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

1. Изобразить (зрителям угадать): - утюг, - будильник, - чайник, - телефон, - кофемолку.

2. Изобразите походку человека:  - хорошо пообедавшего,  - у  которого    жмут ботинки,  - неудачно пнувшего кирпич, - с острым приступом радикулита, - одного оставшегося ночью в лесу.

3. Мимикой  и звуками изобразить:  - встревоженного кота,  - грустного    пингвина, - восторженного кролика, - хмурого орла, - разгневанного поросенка.

4. Мелодию песни "Солнечный круг" : - прогавкать, - промяукать, - промычать, - прокрякать, - прокудахтать (прокукарекать).

5. Прочитать стихотворение "Идет бычок,  качается..." словно: - оправ   дываясь перед товарищем,  - обиделись на бабушку, - хвастаетесь пе   ред ребятами,  - рассердились на младшего брата, - испугались собаки.

6. Попрыгать как: - воробей, - кенгуру, - лягушка, - кузнечик, - бегемот.

7. Нарисовать животное или растение, которое никогда не существовало и  дать ему название.

8. Песню "В лесу родилась елочка" поют: - африканские аборигены, - индийские йоги,  - кавказские горцы,  - оленеводы Чукотки,  - индейцы племени апачи, - английские джентельмены.

9. Песню  "Во поле березка стояла" исполняют:  - хор Красной Армии,  - хор ветеранов труда,  - хор детского сада, - казачий кубанский хор,  - хор духовной семинарии.

10. Изобразить пантомимой пословицу:  - "На чужой каравай рот не разевай",  -  "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь",  -  Дареному коню зубы не смотрят", - "Доброе слово и кошке приятно".

11. Придумать новое применение предметам: - пустой консервной банке, -  дырявому носку, - лопнувшему воздушному шарику, - перегоревшей лампочке, - пустому стержню от ручки.

12. Изобразите танец:  - со шваброй,  - со стулом,  - с чемоданом, - с   чайником, - с подушкой.

13. Составить рассказ из вырезанных газетных заголовков. 

14. Танец:  - маленьких котят, - щенят, - жеребят, - поросят, - обезьянок.

15. Придумайте танцевальную композицию:  - "Я опять получил двойку", - "Мне купили футбольный мяч",  - "Я разбил мамину любимую  вазу",  - "Ко мне прийдут сегодня гости", - "Я потерял ключ от квартиры".

16. Шумовой оркестр.  Вы - вокально-инструментальный ансамбль.  Должны исполнить любую популярную песню, но аккомпанировать себе будете на подручном материале,  то есть на том,  что найдете в помещении:  на швабре, кастрюлях и т.д. Время на подготовку - 5 минут.

17. Звуками и движениями изобразить:  - оркестр русских народных  инструментов, - симфонический оркестр, - рок-группу, - военный духовой  оркестр, - джазовый оркестр.

18. "Дирижировать" оркестром,  исполняющим: - вальс, - симфонию, - военный марш,  - современную танцевальную мелодию, - русскую народную песню.

19. Не изменив смысла,  но другими словами сказать фразу:  - муха села на варенье,  - на столе стоит стакан, - бьют часы 12 раз, - воробей влетел в окно, - шел отряд по берегу.

20. Составить рассказ из названий кино или видеофильмов.

21. Дописать еще две строчки:

а) Шла собака по роялю, 

    Говори примерно так...

б) Вы слыхали? На базаре

    Чудо-птицу продавали...

 в) В зоопарке плачет слон -

     Увидал мышонка он...

г) Удивляется народ -

    Почему сердит Федот?

д) Царь издал такой указ:

     "Всем боярам в тот же час..."

22. Придумайте стихи с рифмами:  - кошка,  ложка,  окошко, немножко, -
 стакан,  банан, карман, обман, - бег, век, снег, человек, - кружка, 
 подружка, лягушка, частушка, - конь, гармонь, огонь, ладонь.

23. Придумать новый конец сказке:  "Колобок",  "Курочка Ряба",  "Теремок", "Репка", "Волк и семеро козлят".

24. Сочинить историю про: - собаку, которая жила в холодильнике; - ворону, которая любила кататься на велосипеде; - щуку, которая играла на гитаре;  - березу,  которая хотела научиться плавать; - майского
 жука, который очень боялся высоты.

25. Придумать новые названия урокам:  - математики,  - музыки, - истории, - труда, - физкультуры и т.д.

26. Принести стул:  - совершенно не касаясь пола ногами,  - без помощи
 рук,  - как будто это таз с водой,  - как будто вы Чарли Чаплин,  - 
словно вы идете по минному полю.

 

 

 

 

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. 

1. Изобразите скульптуры "Жертвы спорта" :  -  штангист,  не успевший   вовремя отпрыгнуть от штанги;  - вратарь, поймавший шайбу зубами; -  парашютист,  забывший за что нужно дернуть;  - гимнаст, не вышедший  вовремя из тройного пируэта; - горнолыжник, не убежавший от лавины.

2. Написать письмо Ваньки Жукова из: - группы продленного дня, -  музыкальной школы,  - детской больницы, - спортивной секции, - турпохода.

3. Создать частушку, начинающуюся словами: "Вот бы нам..."

4. Создать костюмы:  - рабочий - Бабе Яге,  - парадно-выходной - Ивану-дурачку, - домашний Змею-Горынычу, - спортивный - Кощею Бессмертному, - зимний - Водяному.

5. Перед вами - картины. Изобразите, как развивались события, спустя 3  минуты.  Картины:  - "Бурлаки на Волге",  - "Опять двойка", - "Иван Грозный убивает своего сына", - "Охотники на привале", - "Три богатыря".

6. Назовите 5 видов товаров в магазине: - "Все для двоечников", - "Все для прогульщиков",  - "Все для нерях", - "Все для второгодников", - "Все для злостных неносильщиков сменной обуви".

7. Придумайте рекламу:  - пуговицы трехдырочные, - галстук бисквитный, - молния с дистанционным управлением,  - заколки чугунные, - шнурки быстрорастворимые.

8. Придумайте текст и изображение для плаката в школе: - на гардеробе, - над кабинетом директора,  - на дверях школьной столовой,  - возле столярной мастерской, - у входа на школьный чердак.

9. Создайте прическу:  - Атака левым флангом,  - Не сжатая  полоса,  - Взрыв на макаронной фабрике,  - Бахчисарайский фонтан, - Сход снежной лавины.

10. Изобразите  сюжет сказки "Курочка Ряба" применительно к историческим временам:  - первобытнообщинный строй, - рабовладельческая эпоха, - средние феодальные века, - ранний капитализм.

11. Изобразите памятник на тему:  - В споре рождается истина,  - Любви все возрасты покорны,  - Я волком бы выгрыз бюрократизм,  - Не имей сто рублей, а имей сто друзей, - Сытый голодному не товарищ.

12. Продемонстрируйте  изготовление,  применение  и название лекарства для: - врунов, - лентяев, - плакс, - ябед, - драчунов.

13. Изобразите сказку "Колобок" в жанре: - комедии, - трагедии, - оперы, балета, - фильма ужасов.

14. Досочините рассказ:

   а) "Дятел высунул голову из дупла...

      ... В бухту входил эсминец".

   б) "Дождь смыл все следы...

      ... На кровати лежал отбойный молоток".

   в) "Костер давно потух...

      ... Балкон выкрасили в зеленый цвет".

   г) "Кактус сбросил колючки...

      ... Начиналось лунное затмение".

   д) "Айсберг возвышался над морем...

      ... Мухи попрятались в щели".

15. Проинсценируйте ситуации: - Вор в чужой квартире, - Композитор сочиняет музыку, - Контролер в общественном транспорте, - Режиссер на репетиции своей пьесы, - Хирург в операционной.

16. Придумайте головной убор для:  - Винни Пуха,  - Пятачка, - Совы, -
 Кролика, - Ослика Иа.

17. Включите в сказку новый персонаж:  - "Красная шапочка" - светофор, - "Кот в сапогах" - бормашина,  - "Золушка" - бульдозер,  -  "Синяя борода" - радиоприемник, "Мальчик-с-пальчик" - пожарная машина.

18. Букет для знаменитости:  - спортсмену: "Удар! Еще удар!", - космонавту:  "5 минут!  Полет нормальный!",  - народному депутату:  "4-й микрофон включен", - артисту: "Аплодисменты! Аплодисменты!", - учителю: "Урок окончен".

19. Памятник и речь на открытие:  - "Первому собирателю  утильсырья  в России"  - Плюшкину,  - "Первому активисту ОСВОДа" - деду Мазаю,  - Первому представителю общества Красного Креста в Африке" - доктору Айболиту, - "Первому организатору спортивных соревнований" - Балде, - "Передовику ткацкой промышленности" - Царевне-лягушке.

20. Расшифруйте название отряда:

   - РОМБ, КРУГ, ЗИГЗАГ.

   - ШКВОРЕНЬ, БУБЛИК, СИРОП.

   - ЧУР, ОХ, УРА.

   - БАЛДА, ТРЮХА, УВАЛЕНЬ.

   - ПОЛЕНО, КРЯЖ, БРЕВНО.

 

 

 

 

 

 

СТАРШИЙ  ВОЗРАСТ. 

1. Немое кино:  - "Ворона и лисица",  - "Стрекоза и муравей", - "Квартет", - "Волк и ягненок".

2. Экскурсия по:  - дому-усадьбе Кисы Воробьянинова,  - грибным местам ближайшей рощи,  - историческим заборам города, - музею гражданской обороны.

3. Пересказать сказку "Дюймовочка",  используя лексику:  - военных,  - медицинскую, - юридическую, - педагогическую, - политическую, - тюремную.

4. Комплекс гимнастики для: - регулировщика дорожного движения, - сторожей вневедомственной охраны,  - дирижеров оркестров народных инструментов, - проводников поездов дальнего следования, - крановщиков башенных кранов.

5. Придумайте гимн:  - любителей кефира, - любителей чесать в затылке, - любителей кукурузных палочек,  - любителей шмыгать носом, - любителей манной каши.

6. Речевка:  - работников табачной фабрики, - работников ГБДД, - работников столовой,  - работников горисполкома,  - работников  парикмахерских.

7. Художник-авангардист оформляет конверт пластинки : - ансамбля песни Красной Армии, - народного коллектива "Русская балалайка", - "Муха-Цокотуха", - большого детского хора "Останкино", - санкт-петербург ского клуба авторской песни "Восток".

8. Придумайте басню: - "Огнетушитель и брандспойт", - "Шпиндель и задняя бабка токарного станка",  - "Маргарин на сковородке", - "Кирпич на крыше", "Медведь на производстве".

9. Подписать открытку знаменитой личности по поводу: - 170 лет со дня открытия Антарктиды,  - 200 лет со дня открытия саратовской макаронной фабрики, - 191 год со дня основания Урюпинска, - День морали и права, - 294 года со дня Указа Петра 1 о пользовании носовым платком, - 50 лет суда стахановцев-редисковедов.

10. Названия и правила игры, где одновременно используются:
- шайба, ракетка и акваланг;
- баскетбольный мяч, ядро, штанга;
- боксерские перчатки, велосипед, хоккейная клюшка;
- мотоцикл, теннисный мяч, лыжи;
- шест  для  прыжков  в высоту,  футбольный мяч, легкоатлетический барьер.

11. Поэма о : - зерноуборочном комбайне, - бетонодробилке; - рельсоукладчике; - шагающем экскаваторе; - металлопрокатном стане.

12. Этикетка:
- гусиные перья, бланшированные в масле;
- желуди в томатном соусе;
- паштет редисочный с мускатным орехом;
- бычки табачные в чесночной заливе;
- крылышки майского жука в собственном соку.

13 Аэробика,  которую проводят: - А.Ширвиндт и М.Державин, - А.Б.Пугачева, - Л.Ярмольник, - Л.Якубович, - А.Малинин, - А.Кашпировский, - Ю.Николаев, - А.Макаревич.

14. Изобрести способ:
- предотвращения замерзания носа в зимнее время,
- снятия лака с ногтей,
- предотвращения чихания,
- определения температуры тела без градусника,
- открывания банки консервов.

15. Придумать новый знак Зодиака и гороскоп к нему.

16. Пародия на свойство ума:  - умника, - дурака, - тупого, - изворотливого.

17. Исполнить частушку, кричалку, пыхтелку на тему: - день рождения, - любовь, - обман, - смех, - неудача.

18. Экскурсия по музею : - спортивный, - исторический, - музей продуктов, - музей цветов, - музей живописи .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КРЕСТИКИ и НОЛИКИ»

Примерное содержание конкурсов. 

1. КАРТИНА. Участники команд должны изобразить картину, которую можно было бы повесить, например, в кабинете врача, директора, в столовой и т.д. Ребята изображают сюжет картины, а один из участников, являясь экскурсоводом, рассказывает, что же изображено на картине.


2. ЖИЛИ - БЫЛИ. Именно с этих слов начинаются русские сказки. Ведущий рассказывает сказку (желательно русскую) с разными героями. Команды обыгрывают ее. Ведущий периодически останавливает свой рассказ (в тем местах, где в сказки появляются новые герои), приглашает по актеру из разных команд и продолжает свой рассказ. Команды обыгрывают эту сказку параллельно друг с другом, чтобы не было повторений. Ведущий должен придумать роли для всех участников команд.


3. ВИДЕОКЛИП. Включается фонограмма очень популярной песни (желательно, чтобы включенная фонограмма была известна многим ребятам). И пока звучит песня, ребята готовят видеоклип.

 


4. Я+ТЫ=МЫ. Этот конкурс рассчитан на быстроту реакции, ориентации, сплоченности команды. Ведущий предлагает командам по хлопку в ладони быстро перестроиться:

а) по цвету волос (от светлых к темным),
б) по алфавиту первых букв имен,
в) по размерам обуви (от меньшего к больше- му),
г) по цвету глаз (от темных к светлым),
д) по цвету носок (по цвету радуги).

После выполнения командами каждого задания, ведущий должен проверить правильность построения каждой команды. Оценивается также, насколько быстро ребята выполняют задания.

5. СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР. Участники одной из команд встают в одну шеренгу в затылок друг другу. Крайнему из участников на ушко называется какой-то распространенный в быту прибор (возможен вариант: название прибора пишется на листочке, который потом показывается и зрителям и, обязательно, членам жюри. Это повышает интерес к конкурсу). Крайний из участников подходит и поворачивает к себе лицом 2-го участника своей команды. 1-й должен жестами и мимикой изобразить этот предмет (только без звуков!). Если 2-й участник понял показываемое, то он кивает головой "Да", но если не понял, то 1-й участник имеет право еще раз повторить. Но после этого он обязан отойти в сторону. 2-й участник поворачивает к себе 3-го и показывает то, что он понял. 3-ий показывает 4-му и т.д. Последний, 9-й участник, должен назвать тот предмет, который, как ему кажется, назвали 1-му участнику. В конкурсе оценивается не столько правильность ответа, хотя и это немаловажно, сколько артистичность ребят, насколько они быстро понимали друг друга.

6. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЖУ-ЖУ-ЖУ. У ведущего в руках набор карточек с буквами алфавита. Он предлагает представителям обеих команд вытащить по одной карточке. Дается 30 секунд, чтобы команды могли подготовить и спеть некоторую часть, возможно только припев, какой-либо песни, содержание которой обозначает буква на взятой ребятами карточке. Например:

а- азартная, атасная
б - бурная, бредовая
в - вредная, вольная
г - грубая, гулящая
д - дубовая, деревенская
с - елочная, ерундовая
ж - жалобная, жизненная
з - забойная, звонкая
и - игровая, истерическая
к - козлиная, комсомольская
л - любовная, любознательная
м - морская, мужественная
н - необычная, настойчивая
о - обеденная, опасная
п - папуасская, приключенческая
р - русская, разбойничья
с - собачья, страшная
т - танцевальная, тихая
у - ультрамодная, убойная
ф - флотская, фазендовая
х - хитрая, хищная
ц - царская, цоевская
ч - чукотская, человечная
ш - шикарная, шухарная
э - эскадронная, эскимосская
ю - юморная, южная
я - язвительная, ябедная.

Каждая из команд должна пропеть, примерно, по три песни разной тематики. Оценивается артистичность, сплоченность команд.

7. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. На сцену выносится черный ящик, в котором лежат два пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для другой команды). Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Условия конкурса: по очереди каждый член команды задает всего один вопрос ведущему, на который тот может отвечать только словами "Да" или "Нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись минуту, назовет, то что по их мнению лежит в этом черном ящике для их команд. (Например, вопросы: "это съедобно? Мы этим пользуемся? Каждый день? А этим кидаться можно? На всех членов команды хватит? и т.п.) Главное, если ребята не отгадают, проследить их логику вопросов и ориентацию в ответах. Оценивается также - не повторяются ли вопросы, как быстро ребята дополняют своими вопросами вопросы предыдущих членов команды.


8. ПОЧЕМУЧКИ. Постоянно приходится слышать вопросы, которые начинаются со слова "Почему?". Сейчас мы попробуем на некоторые вопросы ответить вместе. Каждому участнику игры будет задан вопрос, всего один, на который он должен правильно ответить. Слово "не знаю" употреблять нельзя. Первый вопрос первому члену команды задает ведущий, а последующие вопросы формируются из ответа предыдущего члена команды. Например: "Почему в нашей школе нет видеомагнитофона?" - ответ "Потому, что их нет в продаже в магазинах". Вопрос 2-му участнику: "Почему их нет в продаже в магазинах?" - ответ: "Потому что в стране нет цветного металла". Вопрос 3-му - "Почему не хватает цветного металла?" - ответ: "Потому, что не хватает сырья". Вопрос 4-му: "Почему нет сырья?" - ответ "Потому, что люди не собирают консервные банки". Вопрос 5-му: "По- чему люди не собирают консервные банки?" - ответ "Потому что в продаже нет рыбных консервов". Вопрос 6-му: "Почему в стране в продаже нет рыбных консервов" - ответ "Потому, что нет рыбы". Вопрос 7-му: "Почему нет рыбы?"- ответ "Потому, что вода грязная и отравленная". Вопрос 8-му: "Почему вода грязная и отравленная?". Ответ "Потому, что люди не борются за очистку воды". Вопрос 9-му: "Почему люди не борются за очистку воды?". Ответ - "Жизнь такая!".
Вот и получается: "В школе нет видеомагнитофона, потому то жизнь такая". На обдумывание ответа каждому играющему дается 30 секунд. Ко- мандам задаются разные вопросы. Оценивается сплоченность команд, их артистичность и сообразительность.

9. ХОЧУ ДОМОЙ. Всем играющим завязывают глаза. В разнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: "Кругом, шаг вперед, направо, два шага в левую сторону и т.п." Потом по сигналу ведущего включается музыка, а все играющие должны собраться в свои команды, взяться за руки, т.о. вернуться в "ДОМ".

 

 

 

 

«  ПРИМЕРЫ   ДЕЛ»

ролевая игра

Ролевая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. До начала игры совет дела придумывает сюжет (например, дело может происходить на стройке, на педагогическом совете и т.д.) и придумывают роли, которые записывает на карточки. Затем каждый член коллектива по жребию "тянет" карточку и продумывает свою роль. С момента начала игры все перевоплощаются в своих героев.

ситуационная игра

Совет дела подбирает из журналов или придумывает сам сложные ситуации, "которые могли бы произойти". Затем эти ситуации раздают по группам. Через 30-40 минут каждому предстоит не только рассказать, "как бы поступили мы в этом случае", но и показать на эту тему маленькую театральную миниатюру.

конкурс скульптора

Этот конкурс состоит из нескольких заданий, на выполнение которых дается 5-7 минут: в юмористическом ключе изобразить средствами пантомимы скульптуры известных втором; вылепить из пластилина (глины) скульптуру на заданную тему; из лежащих под рукой предметов (кнопок, пуговиц, ведер) создать "авангардистскую скульптуру".

народные гулянья

Это дело лучше проводить в тот день, когда вы будете в походе. Это может быть, например, праздник "Солнца-ярило". Каждой творческой группе предстоит придумать (или вспомнит) три народных игры, три частушки, три песни, три прибаутки, причитание и танец, а после попробовать организовать придуманное со всем "честным народом" на празднике.

джинобой

Каждая творческая группа выбирает себе джина-покровителя (мореплавателя, математика, географа, джина чудесных превращений, путешественника и т.п.). Во время подготовка к джинобою нужно суметь защитить джина: дать ему имя, нарисовать его портрет, придумать историю его жизни и показать ее в миниатюрах. Сочинить "любимую песню и любимую шутку" джина. Приготовиться отвечать на вопросы других джинов - почему он выбрал себе ту или иную профессию.

конкурс "Времена года"

Фантазия подскажет каждой группе, как с помощью песни, танца, самостоятельного рассказа представить то или иное время года и рассказать - за что мы его любим.

шарлото

Каждая творческая группа выбирает себе по пять цветных надувных шаров. Внутри шаров - записки с заданиями подготовить номера концерта в разных жанрах: цирковые, пантомима, пародии, билет, опера и т.д. Через 30-40 минут начало концерта.

гастроли "Большого театра"

Каждая микрогруппа готовит небольшой спектакль: "Репка" - пьеса на производственную тему; "Колобок" - детектив; "Три медведя" - драма на морально-психологическую тему; "Гуси-лебеди" - балет"; "Курочка Ряба" - опера.

интеллектуальный футбол

Коллектив делится на две команды - все как в настоящем футболе. Есть и защитники, и нападающие, и вратарь. Каждая команда должна придумать для другой по 5 - 7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т.д.

Команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом - передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден - засчитывается гол.

конкурс телепередач

Каждой группе дается задание приготовить выпуск одной из телевизионных программ. А затем все могут устроиться поудобнее у экрана своего телевизора.

 

 

 

                                       « ЗАКОНЫ»

Закон доброжелательности

Общайся спокойно и вежливо, что бы ни случилось. Всегда помни - все мы люди, все мы ошибаемся. Человек - самое главное.

Отвергаешь - предлагай

Закон дежурного командира

Дежурный командир имеет право давать любые распоряжения (не нарушая законов острова), которые должны быть выполнены без препирательств (но не бездумно).

ДК отвечает за свои действия и решения перед каждым из островитян на ближайшей свечке.

Предлагаешь - не отходи в сторону

Закон песни

Песня, которую запели, должна быть закончена. Запевая песню, подумай, приятна ли она для окружающих и уместна ли в это время. Каждый важен

Закон круга

Собравшиеся в круг для обсуждения равны между собой.

Каждый из них имеет право быть выслушанным.

Каждый обязан выслушать остальных.

Закон 00

Все, что предполагалось, должно быть начато и закончено вовремя.

Все, кто должен прийти, должны прийти вовремя.

Дело отряда - дело каждого

Закон "Зеленого друга"

Что сорвал - съешь! А не можешь съесть - не рви!

И вообще природу нужно беречь (к сорнякам не относится).

Увидел работу - делай

Закон поднятой руки

Для окружающих: человек, поднявший руку, требует тишины и внимания. Его нужно выслушать. Для себя: если я поднял руку - хочу сказать что-то новое и важное. Я не стану просить слова по пустякам. Я заранее сформулирую свою мысль.

Уважай символы и ритуалы

Важным аспектом являются символы и атрибуты. Они позволяют ощутить свое единство не только через деятельность, но и через общую форму.

 

 

 

«Примерное содержание конкурсов»

1. КАРТИНА. Участники команд должны изобразить картину, которую можно было бы повесить, например, в кабинете врача, директора, в столовой и т.д. Ребята изображают сюжет картины, а один из участников, являясь экскурсоводом, рассказывает, что же изображено на картине.
2. ЖИЛИ - БЫЛИ. Именно с этих слов начинаются русские сказки. Ведущий рассказывает сказку (желательно русскую) с разными героями. Команды обыгрывают ее. Ведущий периодически останавливает свой рассказ (в тем местах, где в сказки появляются новые герои), приглашает по актеру из разных команд и продолжает свой рассказ. Команды обыгрывают эту сказку параллельно друг с другом, чтобы не было повторений. Ведущий должен придумать роли для всех участников команд.
3. ВИДЕОКЛИП. Включается фонограмма очень популярной песни (желательно, чтобы включенная фонограмма была известна многим ребятам). И пока звучит песня, ребята готовят видеоклип.
4. Я+ТЫ=МЫ. Этот конкурс рассчитан на быстроту реакции, ориентации, сплоченности команды. Ведущий предлагает командам по хлопку в ладони быстро перестроиться:


а) по цвету волос (от светлых к темным),
б) по алфавиту первых букв имен,
в) по размерам обуви (от меньшего к больше- му),
г) по цвету глаз (от темных к светлым),
д) по цвету носок (по цвету радуги).

После выполнения командами каждого задания, ведущий должен проверить правильность построения каждой команды. Оценивается также, насколько быстро ребята выполняют задания.

5. СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР. Участники одной из команд встают в одну шеренгу в затылок друг другу. Крайнему из участников на ушко называется какой-то распространенный в быту прибор (возможен вариант: название прибора пишется на листочке, который потом показывается и зрителям и, обязательно, членам жюри. Это повышает интерес к конкурсу). Крайний из участников подходит и поворачивает к себе лицом 2-го участника своей команды. 1-й должен жестами и мимикой изобразить этот предмет (только без звуков!). Если 2-й участник понял показываемое, то он кивает головой "Да", но если не понял, то 1-й участник имеет право еще раз повторить. Но после этого он обязан отойти в сторону. 2-й участник поворачивает к себе 3-го и показывает то, что он понял. 3-ий показывает 4-му и т.д. Последний, 9-й участник, должен назвать тот предмет, который, как ему кажется, назвали 1-му участнику. В конкурсе оценивается не столько правильность ответа, хотя и это немаловажно, сколько артистичность ребят, насколько они быстро понимали друг друга.


6. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЖУ-ЖУ-ЖУ. У ведущего в руках набор карточек с буквами алфавита. Он предлагает представителям обеих команд вытащить по одной карточке. Дается 30 секунд, чтобы команды могли подготовить и спеть некоторую часть, возможно только припев, какой-либо песни, содержание которой обозначает буква на взятой ребятами карточке. Например:

а- азартная, атасная
б - бурная, бредовая
в - вредная, вольная
г - грубая, гулящая
д - дубовая, деревенская
с - елочная, ерундовая
ж - жалобная, жизненная
з - забойная, звонкая
и - игровая, истерическая
к - козлиная, комсомольская
 

Каждая из команд должна пропеть, примерно, по три песни разной тематики. Оценивается артистичность, сплоченность команд.

7. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. На сцену выносится черный ящик, в котором лежат два пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для другой команды). Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Условия конкурса: по очереди каждый член команды задает всего один вопрос ведущему, на который тот может отвечать только словами "Да" или "Нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись минуту, назовет, то что по их мнению лежит в этом черном ящике для их команд. (Например, вопросы: "это съедобно? Мы этим пользуемся? Каждый день? А этим кидаться можно? На всех членов команды хватит? и т.п.) Главное, если ребята не отгадают, проследить их логику вопросов и ориентацию в ответах. Оценивается также - не повторяются ли вопросы, как быстро ребята дополняют своими вопросами вопросы предыдущих членов команды.

8. ПОЧЕМУЧКИ. Постоянно приходится слышать вопросы, которые начинаются со слова "Почему?". Сейчас мы попробуем на некоторые вопросы ответить вместе. Каждому участнику игры будет задан вопрос, всего один, на который он должен правильно ответить. Слово "не знаю" употреблять нельзя. Первый вопрос первому члену команды задает ведущий, а последующие вопросы формируются из ответа предыдущего члена команды. Например: "Почему в нашей школе нет видеомагнитофона?" - ответ "Потому, что их нет в продаже в магазинах". Вопрос 2-му участнику: "Почему их нет в продаже в магазинах?" - ответ: "Потому что в стране нет цветного металла". Вопрос 3-му - "Почему не хватает цветного металла?" - ответ: "Потому, что не хватает сырья". Вопрос 4-му: "Почему нет сырья?" - ответ "Потому, что люди не собирают консервные банки". Вопрос 5-му: "По- чему люди не собирают консервные банки?" - ответ "Потому что в продаже нет рыбных консервов". Вопрос 6-му: "Почему в стране в продаже нет рыбных консервов" - ответ "Потому, что нет рыбы". Вопрос 7-му: "Почему нет рыбы?"- ответ "Потому, что вода грязная и отравленная". Вопрос 8-му: "Почему вода грязная и отравленная?". Ответ "Потому, что люди не борются за очистку воды". Вопрос 9-му: "Почему люди не борются за очистку воды?". Ответ - "Жизнь такая!".
Вот и получается: "В школе нет видеомагнитофона, потому то жизнь такая". На обдумывание ответа каждому играющему дается 30 секунд. Ко- мандам задаются разные вопросы. Оценивается сплоченность команд, их артистичность и сообразительность.

9. ХОЧУ ДОМОЙ.
Всем играющим завязывают глаза. В разнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: "Кругом, шаг вперед, направо, два шага в левую сторону и т.п." Потом по сигналу ведущего включается музыка, а все играющие должны собраться в свои команды, взяться за руки, т.о. вернуться в "ДОМ".

 

 

 

«ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ для эстафеты задач.»


1. Придумать и разыграть мимическую сценку (или серию сценок) на предложенную тему (“На рыбалке”, “Прием у врача”, “Учитель и ученик” и др.)
2. Сочинить стихотворение по рифмующимся словам (буриме), например:
... порою
... горою
... толкает
... мечтает
Исполнить это стихотворение в какой-либо сценке.
3. Сочинить маленький рассказ по данному началу (например: “На площадке выстроились две команды...” или “До полета оставалось 5 минут...”). Прочитать этот рассказ приемом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его.
4. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему (“Проиграли”, “Победитель космоса”, “В мастерской скульптора” и т.д.).
5. Изобразить и “оживить” (придумать и показать продолжение) известную скульптуру или картину (“Охотники на привале” В.Перова, “Опять двойка!” Ф.Решетникова и др.).
6. Изобразить пантомимой куплет или несколько из популярной песни (“Дан приказ ему на Запад...” или: “Мы шли под грохот канонады...”). Остальные участники отгадывают песню.
7. Драматизация шарады (кар-тина, пар-ад и т.п.).
8. Придумать 10 слов на одну букву
и составить рассказ таким образом, чтобы с этих слов начинались все предложения. Инсценировать этот рассказ.
9. Произнести одно и то же слово или фразу в разных сценках с разной интонацией (не менее 5 вариантов), например: “Неплохо”, “Подумай еще”, “Войдите!”
10. Придумать и изобразить сценически разные варианты решения конфликтной (нравственной) ситуации, например:
– Хулиган бьет малыша. Ты идешь мимо. Что будешь делать?
– Мальчик дружит с девочкой. Их дразнят. Что им делать?
Предлагается дать не менее трех вариантов решения.
11. Исполнить одну и ту же популярную песню на несколько мотивов, меняя ее характер.
12. Исполнить несколько песен на одну и ту же тему (например, о море и моряках).
13. Драматизировать песню или стихотворение.

14. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя (остальные участники отгадывают имя героя, называют книгу, ее автора).

 

 

 

 

 



“ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ” – КАК ЭТО БЫЛО.


Из коммунарского дневника Зинаиды Полонской:
“Мы сидим в одном кругу с восьмиклассниками и их учителями. Первое знакомство состоялось. Теперь ребята ждут: что-то будет дальше? Танцев вроде не предвидится, а что может быть еще интересного?
– Так что же будет?
– Что? Оркестр!
И начала действовать уже испытанная палочка-выручалочка. По красноречивому взгляду дежурного командира кимовцы “идут в народ” и ведут разрушительную работу среди скептиков. Оркестр перемешал ребят, кимовцев, учителей... В игре самых разных инструментов кипит сплав нарождающегося товарищества.
Самое интересное началось при разыгрывании фантов. Каждый “инструмент” (т.е. бригада из 5–7 человек) получил веселое задание и помчался его выполнять. Времени было немного, так что “меньше зевай, быстрей соображай...”. И здесь, кажется, лед окончательно тронулся. Ребята наперебой предлагали свои варианты и вообще принимали наиактивнейшее участие. Были использованы все материалы, разысканные под крышей школы: тряпки, швабры, скатерти и прочие атрибуты.
Вот, например, одно из заданий: “Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ, все предложения которого начинались бы с этих слов”. И наша бригада придумала так: “Однажды мы приехали в город Пушкин. Он ждал нас у самого старого дерева Екатерининского парка. Ошеломленные, стояли мы, не в силах передать свой восторг. Очаровательная улыбка появилась на его лице. О, как это было мило! “Ощетинились!” – раздался наконец робкий голос дежурного командира. Обычно по этой команде наши головы начинают усиленно работать. Однако сейчас этого не потребовалось. “Олег Павлович!” – заорали мы, бросая в воздух чепчики. Объятиями закончилась эта встреча”.
По-настоящему коллективным было и исполнение этого рассказа. Вся бригада хором произносила первое слово каждой фразы, а затем один из нас (каждый по очереди) заканчивал предложение.
Главное, все было сделано экспромтом, ребята были увлечены и старались выступить как можно лучше.
Ребят просто потрясло участие учителей в пантомимической сценке на тему “Балет будущего”.
– Эх, костюмы бы сюда, вот здорово бы получилось! – шептали ребята в восторге.
“Выхожу один я на дорогу” – кажется, такие знакомые слова! А попробуйте-ка представить их пантомимой! Но бригада, получившая эту задачу, с честью вышла из трудного положения: встав с двух сторон, повернувшись друг к другу лицом и расставив руки, ребята изобразили телеграфные столбы вдоль дороги. Слава Винокуров выходит на эту самую “дорогу” в виде старого, опытного абрека, вглядываясь вдаль, вытаскивает блестящий “кинжал” и движется навстречу судьбе...
Итак, “хождение в народ”, очень сложный народ 8-го класса, вопреки историческому опыту, оправдало самые дерзкие надежды. Кажется, начисто были выметены скука и скепсис из сердец подростков, и уже трудно было отличить “народ” от тех, кто “ушел в народ”.

 

Гавань затонувших кораблей. Написать на корабле то, что омрачало жизнь в лагере, спустить его на воду и смотреть, как он тонет.

Цветочная поляна. На ромашках, раскиданных на поляне и придавленных камнями написать всё хорошее.

Дерево настроения. На нарисованных рожицах с разным настроением подписать себя и объяснить своё настроение.

Забор гласности.Написать пожелания друг другу, администрации, вожатым, следующей смене и свои отзывы об этой смене.

Дерево любви. На сердечках признаться в любви любому человеку в лагере и повесить на дерево.

Герб.Все одновременно под музыку рисуют либо портрет, либо герб своего отряда зубной пастой на картоне.

На итоговом сборе отряда анализируем отряд, а здесь - весь лагерь.

 

Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
Наша цель – счастье людей!
Мы победим – иначе быть не может!