Развитие
педагогического образования и
педагогической науки в Воронежском
университете.
Кривотулова Елена Владимировна
преподаватель кафедры педагогики и
педпсихологии ВГУ
Классическое университетское
образование в России всегда
базировалось на фундаментальной
гуманитарной подготовке, что определило
появление в учебных планах педагогики,
дидактики, психологии (с.5,8).
Развитие педагогического образования и
педагогической науки в Воронежском
университете было сложным и
противоречивым.
Среди первых руководителей дисциплин
педагогического цикла в университете
были известные дореволюционные
педагоги - А.К. Димитриу, А.Н. Ясинский.
Они работали недолго, но заложили в курс
педагогики основы психологии, как
обязательного компонента для
подготовки будущего учителя [Ф 8 и 9, оп.
№1, ед. хр. №8]. Продолжателем начатой
работы стал П.Ф. Каптерев. С 1919 по 1922 годы
его научно- педагогическая деятельность
была связана с Воронежским
университетом. Он читал лекции
психологии и педагогике, был
профессором кафедры истории научной
мысли факультета общественных наук, а
затем первым деканом педагогического
факультета (с. 28,2).
Психолого-педагогические дисциплины в
Воронежском университете этого периода
не воспринимались серьезно, а после
организации педагогического факультета
со стороны старого профессорско-преподавательского
состава возникла неприязнь не только к
педагогической науке, но и к
преподавателям, "якобы научным
работникам", поэтому П.Ф. Каптереву
пришлось отстаивать свои позиции,
поднимать педагогическую науку в глазах
"старой" профессуры университета (с.97,7).
Читая лекции студентам, он опирался на
достижения антропологических наук,
широко использовал идеи К.Д. Ушинского, Н.И.
Пирогова, Л.Н. Толстого. Для его лекций
было характерно установление
внутренних связей между излагаемыми
проблемами педагогики и родственными
вопросами смежных наук, теоретические
положения всегда подкреплялись фактами
и примерами из школьной жизни, что
вызывало интерес у студентов и
запоминалось надолго (с.29,4, с.47,11).
Понимая, что педагогика должна
разрабатываться строго научным путем, П.Ф.
Каптерев одобрительно отнесся к
открытию педагогического факультета в
Воронежском университете. Именно здесь
в университете "деятели
педагогического учреждения" все
время находятся в курсе общих научных
вопросов, которые обогащают и развивают
педагогическую науку (с.232,3).
Став первым деканом педагогического
факультета Воронежского университета П.Ф.
Каптерев пытается реализовать свои идеи
о построении педагогического курса для
университетов, которые были им
высказаны в 1906 году в письме директору
Женевского педагогического института С.Ф.
Платонову. П.Ф. Каптерев приводит
убедительные аргументы в защиту научно-педагогической
подготовки в педагогических институтах.
Он пишет, что … увеличение числа часов
на изучение философско-педагогических
дисциплин особенно важно, т.к. создает: 1)
при длительном изучении определенное
философско-педагогическое настроение; 2)
приобретенное сохраняется в сознании на
более долгое время, как входящее в
состав целого ряда разнообразных
ассоциаций; 3) при практическом способе
изучения…, в процессе разработки
создается и зреет научная мысль будущих
педагогов…. Высшее образование не
стремится к полноте и оконченности
изучаемого курса, но оно будит мысль,
подготовляет к самостоятельной научной
работе, развивает вкус к науке (с.276,3).
Среди педагогических дисциплин он
считал важным: "Общую историю
педагогики", краткий теоретический
курс "Педагогики и дидактики". Для
серьезного изучения развития личности
необходимым пособием служит "история
культуры человечества", поэтому
отмечает П.Ф. Каптерев на первом
Всероссийском съезде по педагогической
психологии в С-Петербурге в 1906 году,
история культуры должна войти в состав
учебных педагогических курсов (с.130,10).
На групповых занятиях необходимо
знакомить студентов с "некоторыми
первоисточниками" и делать обзор
важных сочинений по педагогике из
современной литературы (с.276,3).
П.Ф. Каптерев понимал, что интерес к
науке вызывается не только лекциями, но
самостоятельной работой студентов,
поэтому организует педагогический
кружок, где студенты обсуждали вопросы
из истории педагогики, то, что не входило
в программу. Именно здесь, считал он,
закладывается научный фундамент
педагогической науки Воронежского
университета (с.21,9).
Полностью реализовать свои идей в
Воронежском университете П.Ф. Каптереву
не удалось 7 сентября 1922 года он
скончался от воспаления легких.
Развитию педагогики научным путем
придавал большое значение С.В. Иванов,
профессор, заведующий кафедрой
педагогики с 1924 по 1968 годы. Все начинания
и мероприятия, осуществляемые
университетом в направлении повышения
качества подготовки учителя, связаны с
его именем (с.160,1).
С.В. Иванов (1890-1968 гг.) - педагог. Дидакт.
Представитель дореволюционной
интеллигенции. Студенты о нем
отзывались как о "глубоком ученом,
блестящем ораторе ("красноречивый
профессор"), прекрасно владевшим
материалом, лекции которого всегда были
"живые и интересные" (Из
воспоминаний Н. Пруцкова. Музей истории
ВГУ).
Как ученый, С.В. Иванов отстаивал научную
педагогику. С 1926 года он занимается
научно-исследовательской работой по
изучению проблемы построения учебных
планов и программ, и является одним из
научно-педагогического общества в
университете, которое просуществовало
до 1931 года.
Позже (1946-1950) кафедра педагогики
разрабатывает проблему "рациональной
организации учебного процесса в школе".
Главной темой исследования стала "теория
и практика урока". Руководителем
исследования был С.В. Иванов. Вокруг
кафедры по проблеме классно-урочного
преподавания формируется определенная
"школа".
Результаты исследовательских работ
публиковались в местных изданиях: "Советское
просвещение", "Труды ВГУ", в
центральных издательствах "Работник
просвещения" (Москва) и "Брокгауз-Ефрон"
(Ленинград).
Среди ярких дидактических достижений
профессора С.В. Иванова и его учеников
был совершенно новый подход к типологии
урока. В основу которого были положены
особенности процесса обучения и его
составные части. Разработан анализ
урока как с дидактической, так и с
психологической стороны.
Научно-исследовательская работа по
педагогике не могла не сказаться на
преподавании педагогических дисциплин
в университете.
С.В. Иванов, вовлекал студентов в научно-исследовательскую
деятельность кафедры, через работу
научного общества, участие в
теоретических конференциях, дискуссиях,
проводимых кафедрой педагогики.
В плане совершенствования учебного
курса по педагогике С.В. Иванов на
страницах журнала "Советская
педагогика" (1962) в статье "Каким
должен быть курс педагогики для
университетов?" отмечает ряд вопросов,
требующих пересмотра. Это:
1. Введение темы "Воспитание как
общественное явление";
2. Необходимо показать современный
уровень педагогических исследований,
роль педагогических журналов в
распространении научных знаний;
3. Соединить педагогические и
психологические основы обучения с
практической направленностью;
4. В разделе "Теория воспитания"
необходимо установить единство и
взаимодействие школы, семьи и
общественности в решении
воспитательных задач (с.131,5).
Повышение теоретической подготовки
студентов С.В. Иванов связывал с
проведением групповых семинарских
занятий и самостоятельной работой. Для
развития интереса к вопросам обучения и
воспитания необходимо отмечает он,
стимулировать работу студента над
педагогической литературой, приобщать
его к исследовательской литературе,
организовывать практические занятия в
школах (с. 133,5). "Важно так организовать
работу студента над курсом, чтобы он не
только усваивал его, но и учился
подходить к вопросам воспитания и
образования творчески, с
исследовательской меркой,
самостоятельно разбираться в самых
сложных педагогического процесса" (с.131,5).
Неотъемлемой частью процесса обучения
является научно-исследовательскую
деятельность студентов. "Чем больше
студенты будут вовлекаться в научно-исследовательскую
работу, тем полноценнее будет их
подготовка к самостоятельной
деятельности" (с. 133,5).
Вышеизложенное позволяет утверждать,
что
1) в первой половине ХХ века в
Воронежском университете формируется
университетское педагогическое
образование, которое стимулировало
развитие научно-педагогической мысли;
2) для полноценной подготовки учителей
является организация научно-исследовательской
деятельности (см. табл.).
Литература:
1. Воронежский государственный
университет к сорокалетию Великой
октябрьской революции, Воронеж, 1957.
2. Винокуров С.В., Пчельников Т.С. Видные
русские педагоги в Воронежском крае. -
Воронеж: Воронежский университет, 1972, -48с.
3. Гольдина А.М. Петр Федорович Каптерев
(1849-1922)// Педагог, педагогика и школа. Сб.,42,
вып.9 - с.263-279.
4. Заварзина Л.Э. Педагогика:
исторические портреты. Учеб. пособие -
Воронеж, - 128с.
5. Иванов С.В. Каким должен быть курс
педагогики для университетов? // Сов. пед.
1962, №12. с.127-133.
6. Каптерев П.Ф. Избранные психолого-педагогические
сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704с.
7. Карпачев М.Ф. Воронежский университет:
Начало пути. - Воронеж: ВГУ, 1998. - 112с.
8. : Карпачев М.Ф. Возникновение и
развитие университетских гуманитарных
традиций // Материалы межвузовской
научной конференции "Российские
университеты XVIII-XX веков в системе
исторической науки и исторического
образования. ВГУ, Воронеж, 1994. - 105 с.
9. Лебедев П.А. Дидаскал. Мое открытие
Каптерева // УГ, 1999, №28.
10. Труды первого Всероссийского съезда
по педагогической психологии в С-Петербурге
в 1906. С-Пб., 1906 - 280с.
11. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г.
Лекции по истории отечественной
педагогики. Учеб. пособие, М.: 1995, - 160 с.